Как значительно увеличить скорость игры на гитаре. Как заниматься на гитаре для развития максимальной скорости - распространенные ошибки при обучении скоростной игре на гитаре Скорость игры на гитаре


      Дата публикации: 12 октября 2011 г.

Быстрее!!! Это слово, словно маяк на горизонте, движет многими начинающими гитаристами. Особенно когда дело касается электрогитары. И неудивительно, ведь послушав записи таких мастеров, как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани, практически каждый, кто в состоянии отличить фендер от ибанеза, загорится желанием проделать то же самое - повторить эти невероятные запилы и мозговыносящие пассажи. Вы из их числа? Тогда добро пожаловать в серию уроков, посвященную лишь одной теме: «КАК ИГРАТЬ БЫСТРЕЕ?»

С разу бы хотелось упомянуть о том, что ДА - скорость не является основополагающим фактором, определяющим мастерство гитариста. И если сравнивать, скажем, тех же Сатриани и Мальмстина, то, естественно, Мальмстин играет быстрее. Но более мелодичен, более виртуозен, более изощрен, я бы даже сказал, конечно, Сатриани. И потому эти уроки не для тех, кто не знает, чем отличается лидийский лад от дорийского, но хотел бы узнать. Эти уроки для тех, кому действительно нужно увеличить скорость своей игры, но он не знает с чего начать.

И в первую очередь надо сказать, что способов игры на электрогитаре существую немалое количество. Некоторые из них направлены специально на увеличение скорости игры. Рассмотрим их по порядку.

Переменный штрих (alternate picking). То, с чего мы начнем. Принцип его понятен из названия. Это штрих, при котором медиатор постоянно меняет свое направление. Вниз - вверх - вниз - вверх. И, несмотря на то, что сам способ освоить довольно просто, добиться в нем мастерства чертовски трудно. Хороший переменный штрих требует хорошей синхронизации обеих рук - а она вырабатывается годами.

Легато (legato). Под этим словом я подразумеваю такую технику игры, при которой медиатор играет небольшую роль, а всю основную работу проделывает левая рука. Здесь, как вы уже поняли, особой синхронизации не требуется и потому может показаться, что играть легато легче, чем переменным штрихом. Не совсем верно, ведь легато требует дополнительного глушения струн. И уже выбирая из необходимости этого глушения и синхронизации, каждый решает для себя, что легче.

Теппинг (tapping). Основополагателем теппинга считается Эдди Ван Хален. Несомненно, эта техника применялась и раньше, но новую веху в ней открыл именно он. Играя теппингом, гитарист ударяет (tap - удар) кончиками пальцев по грифу гитары, извлекая, таким образом, звуки.

Свип (sweep). Иногда бывает необходимо сыграть пассаж, расположенный на грифе по принципу: «одна нота на струне». Чаще всего это арпеджио. Здесь на помощь приходит свип. При игре этим приемом игры медиатор скользит по струнам вверх и вниз, а пальцы левой руки зажимают нужные лады в нужный момент.

Экономичная техника (economy picking) . Довольно редко встречающийся способ игры, и разработанный, вероятно, специально для того, чтобы играть как можно быстрее. Принцип экономичной техники заключается в комбинации свипа и переменного штриха. Для более подробного объяснения мне придется применить такие словосочетаний, как внешний и внутренний штрихи, а об этом мы еще не говорили. Поэтому вернемся к экономичной технике в соответствующем уроке.

Итак. Что там стояло первым пунктом? Ах да! Переменный штрих. Как я уже сказал - это техника игры, при которой медиатор постоянно меняет направление своего движения. Хорошим примером того, каких высот можно достигнуть в переменном штрихе является композиция Криса Импеллиттери 17th Century Chicken Pickin" с альбома Screaming Symphony 1996 года. Обязательно послушайте, если не сделали этого раньше. Чувствуете атаку медиатора - этот плотный, жужжащий звук? Никогда в жизни, никаким другим способом, будь то теппинг, свип, легато или даже экономичная техника, вы не добьётесь подобного звучания.

Тренируя переменный штрих, нужно помнить несколько вещей.

В первую очередь то, что синхронизация рук вырабатывается очень долго. И еще никто не стал мастером, подержав гитару в руках всего месяц. А потому не надо бросать, не успев начать. Вам будет казаться, что прогресса в технике нет, и что у кого-то, кто выдает по двадцать нот в секунду, скорее всего талант к этому. НЕТ! Они тоже тренировались. Стив Вай тренировался, Джон Петруччи тренировался. И они добились успеха, потому что тренировались, а не из-за дара, выраженного в умении махать пластмассовым треугольником из стороны в сторону.

Отсюда вытекает второй пункт. Отложите в сторону свои сомнения и приступайте к упражнениям, которые будут даны в следующем уроке. Ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете. Ведь плохо поставленную технику исправить гораздо сложнее, чем с самого начала делать все правильно. Само собой, необходимо играть на разных скоростях, однако они не должны выходить за пределы возможностей.

В-третьих, чередуйте игру на чистом звуке с игрой на дисторшн. Первое необходимо для того, чтобы вы в действительности осознавали, что делают ваши руки. Второе - чтобы научиться глушить ненужные звуки.

И раз уж мы заговорили про глушение, то четвертым пунктом поставим именно его. Это один из важнейших аспектов игры переменным штрихом. Да впрочем, и игры на электрогитаре в целом. Глушить струны нужно как правой, так и левой рукой. Правая ложиться ребром ладони возле бриджа и глушит все, что ниже той струны, которая в данный момент звучит. А левая - внутренней стороной фаланги указательного пальца глушит все, что выше. Со временем глушение станет для вас абсолютно естественным, и вы даже не будете задумываться о том, что на самом деле вы делаете.

В-пятых, все упражнения нужно выполнять под метроном. Ни в коем случае не позволяйте себе расслабиться и отказаться от его использования. Только с помощью метронома вы сможете контролировать свою скорость и развивать ритмичность. Ведь многие гитаристы могут играть довольно быстро, но не способны сыграть даже простую мелодию на фоне ударных. Вряд ли какой-нибудь группе они нужны.

В-шестых - старайтесь играть экономично. Держите пальцы как можно ближе к грифу, контролируйте амплитуду движений медиатора. Все это в конечном итоге сказывается на скорости.

И последний пункт, как бы странно он не звучал - играйте только переменным штрихом. Дело в том, что я знаю - многим (и я был одним из них) довольно сложно поначалу свыкнуться с мыслью, что после удара вниз обязательно следует удар вверх и наоборот. Ведь играя медленные короткие мелодии (а именно их играют новички) бывает гораздо проще сыграть вниз - вниз, чем вниз - вверх, если первая нота расположена, например, на пятом ладу третьей струны, а вторая на седьмом ладу второй. Не поддавайтесь этому желанию и можете быть уверены - оно пройдет очень быстро.

Что ж, на один урок достаточно, постарайтесь переварить все, о чем я здесь говорил. В следующем уроке мы разберем внешний и внутренний штрихи и приступим непосредственно к упражнениям.

Когда я сказал своим друзьям металлистам, что собираюсь идти на мастер-класс Грега Хоу, они посмотрели на меня с недоумением. Оказалось, что они не знают, кто это такой. Да чего скрывать, когда шёл в ЦДХ, я и сам не знал, кто это такой. Знал я только то, что это известный фьюжн гитарист-виртуоз, игравший в качестве сессионного гитариста у многих западных поп-звёзд. Представляете, каково было моё удивление, когда я узнал, что Грег Хоу – мулат. Причём, довольно молодой (не старше 40 лет). И он действительно классный гитарист, но обо всём по порядку.
В зал начали запускать где-то в пятнадцать минут седьмого. На входе посетители могли совершенно бесплатно взять себе журнал Music Box (на мой взгляд, отличная промо-акция). Так как в ЦДХ я был впервые, опишу свои впечатления от киноконцертного зала. Небольшой зал, все места сидячие. За сценой экран, на потолке проектор. Уютная и теплая обстановка.
В зале аншлаг. Свободных мест практически нет. В зале преимущественно музыканты (ну а кому ещё нужны мастер-классы?). Есть и известные люди – Владимир Холстинин из Арии и клавишник Валькирии. К сожалению, гитаристов из клубной тусовки я не заметил, видимо, они тоже не знают, кто такой Грег Хоу. А может, и знают, но считают, что рок-гитарист им ничего интересного не покажет.
На сцене стоит стул, рядом с ним гитара и сопутствующее оборудование. В 18:34 на сцену выходит Грег Хоу. Одет он просто – в кроссовки, потёртые варёные джинсы и белую футболку с логотипом ESP. Именно ESP совместно с журналом Music Box организовали этот мастер-класс.
Сначала, Грег сыграл сложное соло, не малая часть которого, вероятно, была сымпровизирована. Скорость игры музыканта впечатляет. Звучание гитары завораживает. Не знаю, как ему удалось добиться такого переливчатого и мелодичного звучания, но слушать было чертовски приятно. Кстати, руки музыканта проецировались на экран за его спиной, так, даже с последнего ряда можно было проследить за техникой игры Грега. Наигравшись, Грег нажал кнопку на лежащей на соседнем стуле коробке, и зазвучала фонограмма. М-да, гитарную игру с фонограммой барабанов намного интереснее слушать, чем чистое гитарное соло. Впрочем, играл Хоу не так много, гораздо больше времени он потратил, отвечая на вопросы. Грег отвечал на вопросы весело, с юмором. Общался с публикой через переводчика, который, насколько я понял, понимал не все вопросы и ответы. Кстати, серьёзным упущением организаторов было то, что вопросы слушателям приходилось задавать без микрофона, и зачастую их не слышал даже переводчик. Так вот, насчёт чувства юмора Грега Хоу. После того, как переводчик переводил ответ музыканта, Грег часто восклицал: «I didn’t say that!» (я этого не говорил! – англ.). Далее последует краткий обзор вопросов, заданных залом и ответов на них. В силу того, что сам я на гитаре не играю, вопросов по технике игры я освещать не буду. Да таких вопросов практически и не задавали.

Почему у вас низко закреплены струны?
GH: Так проще.

Вот вы играли с таким техничным музыкантом, как Космо (прошу извинить, если написал фамилию неправильно). Как взаимодействуют на сцене два гитариста такого высокого класса?
GH: Не знаю.

Каким медиатором вы играете, средним или жестким?
GH: Я ещё не определился, поэтому играю и теми и теми.

Сыграйте соло с альбома 89 года.
GH: Понятия не имею, какое соло вы имеете ввиду, но разницы нет, так как все мои соло одинаковые.
Всё, что я делаю – большей частью импровизация. Я не запоминаю то, что делаю.

В общем, сами видите, вытащить что-либо из этого гитариста весьма затруднительно. Но были и вопросы, на которые Грег отвечал.

Планируете ли вы выпускать видеошколы?
GH: Да, в середине лета должны выйти мои видеоуроки. Будут два курса. Один по технике, другой по импровизации.

Почему вы играете на гитарах ESP?
GH: Меня их гитары устраивают. Компания открыта для сотрудничества, и мы вместе работаем над моей гитарой. Она уже приблизилась к идеалу в моём понимании.

Будете ли дальше работать с Куприем?
GH: Вряд ли.
А что, были какие-то проблемы?
GH: Нет, проблем не было. Просто изначально планировалось, что я только спродюсирую альбом, а в итоге пришлось играть. На самом деле, такая музыка не для меня.

Откуда вы черпаете вдохновение?
GH: От игры других музыкантов. Самое скучное, когда один музыкант звучит, как другой. Мне нравится новизна. Ещё черпаю вдохновение от путешествий по разным местам, из фильмов. Да из чего угодно! Например, смотришь MTV, видишь какого-нибудь попсового исполнителя и думаешь: «Какой классный приём, почему бы его не использовать?»

Приедете ли вы в Россию с концертами и собираетесь ли записать альбом с братом?
GH: С удовольствием бы приехал. Главное, найти место, где выступать. С братом длинная история.

Чем различается работа в студии и на концерте?
GH: На концерте больше эмоций, можно импровизировать. Мне нравится поддержка публики. В студии работать сложнее. Иной раз приходится делать до тридцати дублей, чтобы получить результат, который тебя удовлетворяет.

Каких гитаристов вы слушаете?
GH: Почти всех. Мне нравятся Ска Хендерсен (?), парень из Limp Bizkit,...

Вам не кажется, что фьюжн умирает, что он себя исчерпал?
GH: Нет, не кажется. Он всегда был мёртвым.

Как у вас происходит творческий процесс?
GH: По разному. Иногда песня рождается в процессе импровизации, иногда песня просто формируется в голове. Иногда просыпаешься, и у тебя в голове полностью сформировавшаяся композиция с партиями гитары, барабанов и баса.

Как вы относитесь к алкоголю и наркотикам?
GH: До и во время выступления я не пью. После пью, как и большинство рок музыкантов. Наркотики я не когда не употреблял. Я боюсь на них подсесть. Дело в том, что я уже подсел на курение. Я начал курить, так как курили мои любимые музыканты, и быстро привык.

Кстати, этот вопрос был признан лучшим вопросом вечера, и задавший его человек получил в подарок футболку.

Перенимали ли вы приемы у не гитаристов?
GH: Постоянно. Возможно, я даже большую часть приёмов у них взял. Иной раз слушаешь и думаешь: «А почему бы мне так не попробовать? Как бы это звучало на гитаре?» А когда слушаешь гитариста, то просто в уме видишь гриф гитары, и как он это играет.

Сколько времени в день ты тратишь на тренировки?
GH: Сейчас, если повезёт, то часок позанимаюсь. Зато у меня в последнее время повышаются «телефонные способности», так часто мне приходится работать на телефоне.

Сколько времени длилась записи вашего последнего альбома?
GH: Песни были написаны за месяц, а запись длилась долго, в две сессии. Были проблемы.

Так же мы узнали, что:
- Грег часто использует приём: «уход на полтона вверх и возвращение обратно».
- Тренируется он с использованием драм машины.
- Для быстрой игры зажимает указательным пальцем две-три нижние струны, а средним и безымянным пальцем той же руки работает по тем же струнам. Создаётся впечатление, что играют два гитариста.

На вопрос, что он играл с Энрике Иглесиасом, Грег сыграл что-то латинское. Кроме того, он сыграл немного из блюза.

Закончилось всё в 20:21.
В общем, на мой взгляд, мастер-класс удался. Хотя, это было больше похоже на пресс-конференцию, так как технических вопросов практически не было.

Приношу благодарность Анастасии Бахметьевой (Music Box) за предоставленную аккредитацию.


Примечание : Распространенные упражнения в табулатуре

Упражнение для развития скорости игры на гитаре (Часть 1, 2)

Tom Hess
Источник: tomhess.net

Часть 1. Как нужно заниматься для развития максимальной скорости

Границы этой темы слишком обширны, чтобы иметь возможность осветить всё в одной статье. После получения сотен просьб дать совет по поводу развития скорости, по-видимому, похоже что уже давно пора написать статью на эту тему. Обучение продвинутых игроков достижению уровня виртуоза это очень полезный и приятный процесс для меня (я уверен, как и для большинства преподавателей, которые обучают далеко продвинутых студентам).

Типичный вопрос от студента: Какую особенную стратегию я должен использовать для улучшения развития скорости?

Хотя мой ответ для разных людей может быть различен, в зависимости от того, что я знаю о текущих способностях этого человека и его целях (среди других вещей), я, как правило, рекомендую разные вариации следующей стратегии:

Стадия 1: Когда вы начинаете изучать новую технику, определите (конечно, используйте метроном) вашу максимальную скорость, с которой вы можете играть чисто. Запишите эту скорость на бумаге.

Стадия 2: Практикуйтесь на 20%-35% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики. Не поддавайтесь искушению играть быстрее на этой стадии. Удостоверьтесь, что вы всё играете очень чисто. Не должно быть НИКАКОЙ чрезмерной напряженности где-либо в ваших кистях, руках, запястьях, плечах, шее, голове или где-то ещё.

Будьте внимательней, чтобы быть уверенным, что вы не делаете лишних или ненужных движений обеими руками. Для некоторых гитаристов, этот первый шаг очень скучен. Вы ДОЛЖНЫ оставаться терпеливым с собой и процессом занятий, все это время. Это очень важно! Если вы пропустите этот шаг, вы, вероятней всего, научите ваши руки играть неправильно, неэффективно и безрезультатно. На этой стадии вы развиваете надлежащую мышечную память для этой техники.

Если вы в настоящее время обучаетесь у отличного преподавателя гитары, ваш прогресс будет гораздо более быстрым, легким и лучшим, чем если вы пытаетесь сделать все это самостоятельно. Как только вы разберетесь со 2-й стадией, вы можете двигаться дальше к стадии 3, но не раньше! Выше я сказал, что вы должны практиковать эту стадию на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики. Это лишь общее указание, после пятой сессии, оцените ваш прогресс. Если вы не справились с этим шагом, продолжайте заниматься на 20%-35% перед тем, как перейти к 3 стадии.

Стадия 3: Практикуйтесь на 50% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 3-х последовательных сессий вашей практики. Снова, убедитесь в том, что вы продолжаете играть очень чисто. Играйте расслабленно безо всякого напряжения в ваших кистях, руках, запястьях, плечах, шее, и т.д. Удостоверьтесь, что вы не делаете лишних или ненужных движений обеими руками. Не продвигайтесь дальше, пока не справитесь с этим шагом (это может занять более чем 3 сессии, но НЕ двигайтесь дальше на 4-ю стадию до занятий с 3-ей стадией).

Стадия 4: Практикуйтесь на 60-65% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 3-х последовательных сессий вашей практики. И снова, с полной расслабленностью и экономичностью в движениях (никаких лишних движений).

Стадия 5: Практикуйтесь на 80% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики.

Стадия 6: Практикуйтесь на 85% от вашей максимальной скорости только следующую (1) сессию вашей практики.

Стадия 7: Практикуйтесь на 90% от вашей максимальной скорости на протяжении следующих 10-ти сессий практики.

Стадия 8: DRILL IT! TOTALLY RIPPIN (перевод – игра на 100%) в течении ВСЕЙ недели!

Стадия 9: После этой недели определите, какова ваша новая максимальная скорость (она будет выше, чем та, которую вы записали на 1-й стадии).

Стадия 10: На этой стадии вы будете чередовать каждые 3 сессии занятий наподобие: Сессия 1 = 60%. Сессия 2 = 85%. Сессия 3 = 95%. В конце каждой сессии ЗАДОЛБИТЕ ЭТО (100%) в течение нескольких минут.

Один раз в неделю, замеряйте вашу новую максимальную скорость, и соответственно ей подгоняйте скорость вашего метронома.

Предупреждение: НИКОГДА не играйте/практикуйтесь на гитаре с болью. Вы можете получить серьезные травмы. Это не шутка, я лично знаю людей, которые должны были делать операции на запястьях и кистях!

Часть 2. Стратегия наращивания скорости

Пожалуйста убедитесь что Bы прочитали Часть 1 до того, как следовать советам, предлагаемым здесь, в Части 2 . Здесь я предлагаю абсолютно другой подход к наращиванию скорости игры, по сравнению с описанным в Части 1, но эта новая система не принесет вам хороших результатов до тех пор, пока Bы не освоите навыки чистой и аккуратной игры в медленном темпе (это очень важно).

К сожалению, первая система, описанная в Части 1 , требует несколько недель для ее завершения, а описанная ниже может быть закончена за одно практическое занятие. Однако этот новый подход не является заменой метода из Части 1 , скорее это дополнение к процессу занятий, предназначенное для более опытных гитаристов.

Моя система "Пирамида"

К примеру, Bы можете играть определенную технику в темпе 100 ударов (ударов в минуту-bpm) метронома чисто и ровно. Давайте также допустим, что Bаша цель - это играть с помощью данной техники со скоростью 200 ударов в минуту.

Делайте разогревочные упражнения в течении:

15 минут в зимнее время
10 минут в весеннее или осеннее
5 минут летом

Играйте на 60 bpm 2-3 минуты

Играйте на 75 bpm 2-3 минуты

Играйте на 90 bpm 2-3 минуты

Играйте на 105 bpm 2-3 минуты

Играйте на 120 bpm 2-3 минуты

Играйте на 135 bpm 2-3 минуты

Играйте на 150 bpm 2-3 минуты

Играйте на 165 bpm 2-3 минуты
Играйте на 195 bpm 2-3 минуты
Играйте на 180 bpm 2-3 минуты
Играйте на 210 bpm 2-3 минуты

Как Bы могли заметить, начало этой программы будет легким, если Bы уже играете это без проблем на 100 bpm. Но будет абсолютно невозможно сыграть хорошо на поздних этапах программы. Играйте это в любом случае! Да, я знаю, это будет звучать просто ужасно, будет море грязи, шума и прочего музыкального хаоса. Не беспокойтесь об этом, выполняя эту программу, потому что Bы не будете заниматься подобным образом ежедневно.

"Пирамида" основана на двух главных вещах:

1. (наиболее важно!) Это приучает Bаш мозг к максимально возможной скорости (даже если сейчас все сыграно неряшливо) для вас. То, что Bы будете делать, важно как психологический тренинг. Достижение высокой скорости (как и многие другие аспекты в музыке) затрудняется в большей степени психологическими ограничениями, чем физическими.

2. Это позволяет вашим рукам двигаться быстрее, чем при обычных повседневных занятиях (даже если движения будут смазанными, и это не то, что Bы сможете вставить при записи вашего следующего соло),

Большинство затруднений, возникающих при развитии скорости, появляются как результат проблем синхронизации между правой и левой руками – недостаток скорости обычно не происходит от того что Bы не можете передвигать руки достаточно быстро, а из-за проблемы синхронизации рук. Поэтому Ваши занятия обычно ограничиваются практикой синхронизации (то есть Bы играете в основном на тех скоростях на которых Bы можете играть с четкой синхронизацией, а не попытками достигнуть максимальной скорости как таковой (даже если Bы не замечаете этого).

Совершенствование навыков синхронизации улучшит Вашу технику в целом, но в действительности Bы не натренируете Ваши руки двигаться гораздо быстрее, чем Bы можете сейчас…

Эта система всё исправит. Я прошу прощения за повторение одного и того же пункта, но это действительно важно. Эта система является дополнением, а не заменой нормальных занятий.

Предостережение: Так как эта система занятий чрезвычайно нагружает Ваши пальцы, кисти, запястья и руки, Bы должны избегать любой боли при занятиях. Если Bы чувствуете боль при занятиях, Bы должны немедленно прекратить игру и отдохнуть до того как практиковать это снова.

Никогда не играйте с болью, или чрезвычайной нагрузкой на ваши мышцы или связки. Соблюдайте это правило, чтобы избежать долговременных проблем со здоровьем. Кроме того, будьте уверены в том что Bы основательно разогрелись до начала интенсивных занятий (особенно если Bы занимаетесь по моей программе "Пирамида"!).



Путей развития скорости много. Все эти пути или методики, если угодно, очень важны. Используя их равномерно, сосредотачиваясь на каждой поочередно и постепенно объединяя их, ты добьешься значительного прогресса в скорости и качестве игры.

Для начала определим основные методы увеличения скорости:
«Акуна-матата»
«Колибри»
Метод оптимизации
Синхронизация рук

«Акуна-матата» (или внутренняя свобода). Свобода действий - это первое, что бросается в глаза, когда ты видишь профессионального музыканта на сцене. Он успевает одновременно играть на гитаре, пританцовывать, что-то кричать в микрофон и еще подмигивать девушке в толпе. Всё это говорит о двух вещах: ему очень удобно и комфортно делать то, что он делает, и он очень расслаблен эмоционально и физически.

Многие начинающие гитаристы зажаты и скованны. Со стороны занятия такого музыканта выглядят как тяжелый труд: чело взмокло, на висках набухли вены, он сопит и пыхтит от усердия. В таком стиле человек привыкает играть всегда. Ему кажется «Вот сейчас я зажму руку и буду играть быстро-быстро», но ничего не получается. Движения рваные, некачественные. О скорости речь не идет вовсе.

Вывод: Научись расслабляться! Начни свое занятие в следующий раз с того, что закрой глаза, подыши и расслабь все тело. Затем возьми гитару и пробуй играть максимально СВОБОДНО. Ты должен быть спокоен как цветок лотоса у подножья храма истины на вершине Фудзиямы. Играй медленно и постепенно увеличивай темп. Как только почувствуешь, что при увеличении темпа начинает зажиматься хоть один мускул, постепенно снижай темп, дыши и расслабляйся. Такой «дзен» должен войти у тебя в привычку - расслабленными и свободными руками ты сыграешь гораздо быстрее, чем зажатыми КЛЕШНЯМИ.

«Колибри» . Давай сравним две птицы: кондора и колибри. Помимо очевидной разницы в размере, у них есть еще одно важное отличие – скорость взмахов крыльями. Колибри из-за маленькой длины крыльев способна развивать чудовищную частоту махов, гораздо выше, чем у крупных птиц. Проведи эксперимент: попробуй помахать вверх-вниз сначала вытянутой рукой, затем предплечьем и одним пальцем. Правда, одним пальцем получилось быстрее? Все дело в длине рычага и амплитуде колебаний. Чем экономнее будут твои движения, тем быстрее ты сможешь играть.

Проанализируй свою технику игры. Если у тебя проблемы со скоростью, вероятно, ты слишком высоко поднимаешь пальцы левой руки. Начни контролировать их. Они не должны отходить от грифа дальше, чем на несколько сантиметров (за исключением нарочно чрезмерной артикуляции). Ведь, чем больший путь они пройдут, тем больше времени затратят, а это замедлит тебя. То же касается правой руки. Когда играешь переменным штрихом, старайся минимизировать движения. Играй не всей рукой, не кистью, а пальцами или даже кончиками пальцев. Это значительно повысит скорость.

Вывод: старайся везде, где только можно, уменьшить амплитуду движений, и ты прибавишь в скорости как метеор.

Метод оптимизации . Этот метод состоит в том, чтобы пересмотреть свою игру и проконтролировать каждое движение, сделав его наиболее оптимальным с технической точки зрения. В начале твоей (да и моей) музыкальной карьеры все играют «тяп-ляп» или «и так сойдет». Зачастую мы не обращаем внимания на штрихи медиатором (вверх или вниз), которые используем, какими пальцами мы прижимаем аккорды, под каким углом держим пальцы и так далее. Мы привыкаем к этому разгильдяйству и, когда приходит час играть быстро, просто не можем этого сделать, так как делаем миллион лишних и ненужных микродвижений, к которым привыкли. У каждого музыканта есть такие «леваки» и они индивидуальны, поэтому не будем останавливаться на чем-то конкретном.Постарайся рассмотреть свою игру под микроскопом. Всё, включая движения твоих пальцев, подчиняется законам логики и биомеханики. Старайся понять, почему у тебя не получается сыграть быстрее то или иное произведение. Возможно, ты делаешь лишние движения пальцами или слишком далеко уводишь руку при игре боем. Может быть, ты выбрал не лучшую аппликатуру (порядок пальцев) при игре или выбрал не оптимальный прием.

Вывод: будь самокритичен и все время работай над улучшением техники. А главное, осознав ошибку, не ленись ее исправить и переучиться. Чем позже ты это сделаешь, тем медленнее к тебе придет быстрота;)

Синхронизация рук . И, пожалуй, главнейшее, что влияет на скорость игры – слаженность движений правой и левой руки. Мы можем убедиться в этом на примере известных музыкантов самоучек как Джимми Хендрикс и Даймбег Деррелл. Любой выпускник музыкального училища по классу гитары, напялив очки, сказал бы «Их техника ужасно неправильна». Но как же быстро они играли!

Ты должен сфокусироваться на синхронизации, а именно на тренировке слаженной и одновременной игры медиатором и пальцами на грифе. Даже если ты никогда не разовьешь умение рук двигаться архи-быстро, ты все равно сможешь выжать максимум из своей гитары, если руки будут взаимодействовать слаженно.

Как же развить синхронизацию? Ответ прост! Да, да, мой друг - гаммы! Этим упражнениям много тысяч лет, и они по-прежнему не теряют своей актуальности. Играй медленно, под метроном, различные гаммы (хроматические, мажорные, минорные, секвенции на основе гамм и пр.) Также в свое время мне очень помогли упражнения Шрадика. Главное, начинай с медленного темпа, под метроном и следи за качеством и синхронностью. Играй точно как часы! Как только почувствуешь, что пальцы «заплетаются», снижай темп.

Вывод: Самый лучший результат в скорости ты получишь, если в занятиях сконцентрируешься на слаженности правой и левой руки.

Как видишь, методов увеличения скорости игры на гитаре немало, используй их все, и ты обязательно улучшишь свой результат. Верю в тебя!

© Дмитрий Лебедев

Работа над полезна не только для тех, кто желает стать самым быстрым гитаристом на этой планете. Начав играть на гитаре быстро , вы станете чувствовать себя более раскрепощенным, пальцы станут легкими и гибкими, а игра на гитаре – свободной. Другими словами, ваши пальцы будут порхать по струнам без применения усилий. Развитие скорости игры является важным навыком, над которым гитаристу стоит работать, и постоянно совершенствовать. Чтобы уберечь вас от скоропостижного разочарования, скажу сразу – , это, в первую очередь, упорный труд и терпение, и лишь потом – восхищенные взгляды пышногрудых красавиц.


Для того чтобы научиться быстро играть на гитаре важно не только работать над этим, но и заниматься по правильной методике, в противном случае вы потратите дни, месяцы, возможно, годы собственной жизни, но так и не достигнете желаемого результата – увеличить скорость игры на гитаре.

Как развить скорость игры на гитаре?

Большинство начинающих гитаристов, вставших на долгий и тернистый путь , сталкиваются с самыми разнообразными препятствиями, в то же время следующие советы помогут вам преодолеть самые распространенные из них.

Во-первых, как это ни парадоксально звучит, не торопитесь. Вспомните, что даже олимпийские чемпионы в беге, когда-то, в детстве, начинали ходить медленно, постепенно развивая свои навыки. Большинство начинающих гитаристов пытаются играть быстро, но в итоге получают лишь несуразный, неаккуратный набор звуков, который сложно назвать музыкой. Поэтому, не стоит бежать впереди паровоза.


Чтобы научиться играть на гитаре быстро , начинайте не спеша, постепенно увеличивая скорость. Убедитесь, что , также придайте правильное (если вы – правша ). Не ускоряйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что играете каждую ноту правильно, чисто и, не испытывая дискомфорта.

Играйте на гитаре переменным штрихом

Одним из ключевых моментов развития скорости игры на гитаре является использование переменного штриха. Существуют другие техники, позволяющие гитаристу играть быстро , например – свип, но именно переменный штрих является самым простым, но, в то же время, эффективным методом, который позволит значительно увеличить скорость вашей игры на гитаре . Суть переменного штриха заключается в следующем: вы цепляете струну медиатором сверху вниз (в направлении пола), затем снизу вверх (в направлении потолка). Таким образом, вместо того, чтобы каждый раз делать лишнее движение, занося медиатор над струной, вы извлекаете еще один звук, а скорость вашей игры на гитаре , соответственно, возрастает в два раза.

Пользуйтесь метрономом

Не смотря на то, что польза метронома не единожды описана в наших предыдущих статьях, я не премину отметить, что обязательным требованием к быстрой игре на гитаре является правильная ритмика, ровность, если хотите. Именно в этом заключается смысл игры под метроном, ведь вы хотите играть не только быстро, но и разборчиво, аккуратно. Приобрести метроном, за приемлемую цену, можно в любом музыкальном магазине, Так же, вы можете успешно и совершенно .

Избегайте чрезмерного напряжения

В первое время, при попытках увеличить скорость игры на гитаре , ваши пальцы, вероятно, будут ощущать значительное напряжение. Ощущение напряженности ощутимо снижает скорость игры, поэтому, играя на гитаре, постарайтесь расслабиться. Работая над развитием скорости игры на гитаре , не позволяйте вашим рукам чрезмерно уставать, иначе вместо ожидаемого результата подцепите какое-нибудь заболевание суставов. Не стоит заниматься по нескольку часов кряду. Если вы чувствуете боль или чрезмерное напряжение в пальцах, запястьях, кистях рук, плечах или спине, немедленно сделайте перерыв.

Играйте быстро

Как только ваш уровень игры на гитаре позволит вам играть каждую ноту чисто, правильно и комфортно, пытайтесь увеличить скорость игры . Играйте быстрее, возможно, даже немного быстрее, чем вам кажется возможным. Этот процесс можно сравнить с поднятием тяжестей. Попробовав поднять слишком большой вес, вы, немного отдохнув, перейдете к более легкому грузу, и, с удивлением, обнаружите, что он стал легче, чем раньше.


То же самое справедливо и в деле развития скорости игры на гитаре . Иногда стоит ускорить метроном, и ускориться самому больше обычного, чтобы затем, вернувшись к привычному для себя темпу, ощутить собственный прогресс.


В то же время продолжайте заниматься на гитаре медленно, поскольку медленная игра развивает чистоту звучания и аккуратность. Быстрая игра способствует развитию скорости .

Анализируйте свою игру на гитаре

Анализируйте собственную игру во время каждого занятия. Делайте выводы. Наблюдайте за положением рук. Фиксируйте ошибки. Обратите внимание на элементы, которые у вас не получаются. Проявляйте изобретательность – изменяйте знакомые вам упражнения и придумывайте новые, чтобы устранить эти проблемы.


Например, если ваши безымянный палец и мизинец слишком слабы, чтобы ускориться, придумайте упражнение для этих двух пальцев, чтобы развить их скорость до нужного уровня.

Снимайте свои занятия на видео

Видеозапись ваших занятий – это великолепный способ посмотреть на себя стороны (проанализировать ) и оценить собственный прогресс в развитии скорости игры на гитаре . Приемлемого качества видео (подойдет практически любой телефон или планшет ) позволит вам оценить правильность положения рук и осанку во время игры на гитаре. Вы сможете увидеть некоторые моменты, которые обычно не замечаете.


Также, сравнив, недавно отснятое видео с записью двух-трех месячной давности, вы воочию увидите, насколько выросла ваша скорость игры на гитаре .

Занимайтесь регулярно

Как я уже говорил, развитие скорости игры на гитаре – дело не одного дня. Чтобы играть по-настоящему быстро, нужно практиковаться в течении месяцев, и, даже, лет, но если вы работаете над скоростью игры на гитаре правильно, результаты не заставят себя ждать, и, уже через несколько недель или месяцев, ваши пальцы гораздо более быстрыми и гибким, чем раньше, что также значительно подымет ваш общий уровень игры на гитаре .


Поэтому…


Регулярные занятия очень важны. Если вы ограничены во времени, то даже пятнадцатиминутные ежедневные занятия гитарой принесут больше пользы, нежели суточное издевательство над собой по выходным.


Главное не время, потраченное на занятия, а их качество. Помните об этом. В то же время занимайтесь регулярно.

Упражнения для развития скорости игры на гитаре

По три ноты на струну


Это довольно простые, но, тем не менее, эффективные упражнения, которые можно использовать, чтобы разогреться перед игрой на гитаре, для развития скорости игры , а также в качестве элемента быстрого соло на гитаре . Чтобы увеличить изображение. кликните по нему левой кнопкой «мыши».


Упражнение 1. (Тональность Em (ми минор)





Упражнение 2.



Упражнение 2 также играется на 5-й (A) и 4-й (D) струнах, затем еще на струну ниже и так далее.


Упражнение 3.



Повторяйте упражнение 3, сдвигаясь на лад вперед, по грифу гитары. Например следующий шаг будет 2-3-5 на 6-й (E) и 2-4-5 на 5-й (A) струнах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...