Как идет игра в шахматы. Шахматные правила

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

56 34 178 1

Еще в древние времена много людей из разных социальных прослоек были увлечены этим загадочным миром и красотой такого искусства как шахматы. Впервые смотря на процесс этой интересной и увлекательнейший игры, можете подумать, что перед вами самая обыкновенная доска, которая состоит из 32 белых и 32 черных квадратов, на которой располагаются 32 фигурки. На самом деле, все не так уж и просто, как кажется!

Старт

Все зависит от планов – хотите быть простым любителем либо же стать профессионалом? Во втором случае потребуется обратиться к личному тренеру. Ведь чтобы познать все азы игры в шахматы, вам потребуется изрядно попотеть.

Для начала поставьте перед собой шахматную доску таким образом, чтобы в левом нижнем углу был расположен черный квадрат.

Итак, в первом ряду должны стоять пешки. После них идут ладьи. Потом кони. Затем следуют слоны, а уже по центру размещаются ферзь и король. Белый ферзь должен всегда находится на белом поле, и соответственно черный на черном.

Играть могут только два человека. Первый на белом поле, второй – на черном.

Ходить нужно по очереди.

За один ход передвигается только одна фигура.

Король

Это ключевая фигура (но в то же время самая слабая). Если он вдруг “погибнет” – считайте, партию вы уже проиграли. Король ходит на любое поле по соседству, правда всего на один квадрат. По сути, наша главная задача – это поставить короля соперника в безвыходное положение, которое называется мат. Если вы объявили мат – победа за вами!

Королева

Ферзь (или королева) – сильная фигура № 1. Она может двигаться вперед и назад, по диагоналям, в вертикальном и горизонтальном направлении. Всего за одну ходку может пройти как один квадрат, так и все поле.

Пешка

Это самая слабенькая фигурка в этой игре. Может ходить только вперед и всего лишь на один квадрат (или двойной ход, когда за один ход может побить сразу несколько фигурок соперника).

Интересный факт, что с самой слабой фигуры, пешка может превратиться в самую сильную, убрав другую фигуру на доске (помимо короля).

Как правильно играть

Теорию мы немножко разъяснили. Теперь о главном. Как же правильно играть в шахматы? Тем более, когда игра уже началась и одна фигурка преграждает путь другой. Итак, читаем и запоминаем.

Если на пути находится ваша фигура, то путь будет закрыт. В случае, когда стоит вражеская фигура другого цвета – вы можете побить ее и освободить дальнейший путь.

Рассмотрим конкретный пример. Представим, что путь белой пешке преградила черная. К примеру, побив ладью, белая пешка переходит на другую вертикаль и продолжает свое движение. Пройдя целое шахматное поле полностью, пешка может превратиться в любую фигуру.

Но есть одно исключение – это король. Его пешка побить не может, но объявляет ему шах. После шаха нужно немедленно защитить короля тому, кто за него играет. К примеру, защитить его другой фигурой и уйти в надежную зону (поле). Если “нападение” на короля вновь повторится, то будет объявлен мат. Партия закончена.

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Развить логическое мышление 36%, 691 голос

    Выработать усидчивость 18%, 337 голосов

    Вырастить будущего чемпиона 4%, 69 голосов

23.05.2018

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 - 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное - на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод - сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры - лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение - однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Одна из самых древних игр на планете, забава королей и знати. Прикладной инструмент, позволявший побеждать в битвах многотысячных армий задолго до того, как Чапаев взял в руки картошку. Приготовьтесь, начинается экскурсия в волшебный мир фигур и клеток.

Чем полезны шахматы

Дорогие читатели, есть ли среди ваших знакомых родители, чьи дети не отличаются спокойствием и усидчивостью. Возможно, у них плохие отметки в школе, дефицит внимания. Да и многие взрослые не всегда смогут похвастаться умением сконцентрироваться. Вместе с этим не помешало бы развить наблюдательность и отточить логическое мышление.

Скажите, кто-нибудь хотел бы улучшить эти показатели? Вы спросите: как? Ответ прост - шахматы! Научиться хорошо играть может абсолютно любой. Не сказать, что легко, однако усовершенствование мышления вам обеспечено!

Это настолько потрясающая игра, что в Медфорде (Орегон) даже поставили памятник. Кстати, второй стул пуст, может, стоит присоединиться?

Где научиться играть в шахматы

Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.

Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.

Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!

Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.

Расстановка фигур

Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали - цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.

На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G - кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре - король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки - ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный - на D8.

Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.

Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом - ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке - «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.


Следующая фигура - ладья. Это колесница. Она очень мощная, тяжелая, поэтому мчится только по прямой линии, правда, может очень далеко. Двигайтесь ею свободно по горизонтали и вертикали в любую сторону. На рисунке она изображена справа.

Самый сильный герой этой стратегии - ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Теория игры

Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.

А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации - море!

Итак, существует деление партии на три части. Дебют - начало, миттельшпиль - середина и эндшпиль - конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.

Второй раздел - как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.

Кратко о композиции

Последнее, что стоит сегодня озвучить - это, конечно, искусство. Хотите узнать, как научиться играть в шахматы и при этом стать художником? Никак не связанные сферы?
Отнюдь! Здесь на помощь приходит такая дисциплина, как композиция.

Создавалась она вспомогательной для обучения. Разбирались отрывки партий, анализировались решения мастеров. Впоследствии она переросла в самостоятельную отрасль. Сегодня это вид деятельности, призванный развить наблюдательность, комбинаторику и логическое мышление.

Любите головоломки, а развиваетесь только с помощью судоку? Это вы не знакомы с шахматной композицией! Решите парочку этюдов, и посмотрим, не она ли станет вашим любимым способом отвлечься от рутины...

Удачи вам, дорогие читатели!

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от «А» до «Н». Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали.
Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед началом игры. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном.В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.
Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходитна любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат — вы победили и партия окончена.


Ферзь. Самая сильная фигура. В народе ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.


Ладья. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.


Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?


Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед (в народе говорят буквой Г).


Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.


Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.


Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...