Игры в бильярд названия. Бильярдные термины


АБРИКОЛЬ - удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.
БЕК - Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985г., в нее входит 17 государств.
БИЛЛИЯ - серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров (см. так же С КИЯ)
БИТОК - шар, которым ударяют по другим шарам. Синоним - <свой>.
БОКОВИК - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен ЛЕВЫЙ БОКОВИК и ПРАВЫЙ БОКОВИК (см. также ДУГОВИК и ВИНТ).
БОРТОВИК - (бортовой шар) шар, стоящий плотно у борта.
БРИЛЛИАНТ - одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА).
БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах (бриллиантов), которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС - Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).
ВИДНО или НЕ ВИДНО ШАРА - когда видна или не видна точка прицела.
ВИНТ - удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару. (Завинтить закрутить)- придать битку сильное и притом только боковое вращение (см. также БОКОВИК и ДУГОВИК).
ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ - см. МЕРТВЫЙ ШАР.
В ЛОБ - удар битком в центр прицельного шара.
ВРАЗРЕЗ - удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
ВЫХОД - прием, в результате которого играющий, положив в лузу один прицельный шар, одновременно выходит битком под другой так, что может легко его сыграть.
ДВОЙНОЙ УДАР - один из запрещенных ударов.
ДОМ - место для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
ДУГОВИК - специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также БОКОВИК и ВИНТ).
ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар ударился о борт и отразился от него (см. также КРУАЗЕ).
ЗАЙЦЫ - два стушеванных шара.
ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА - называемая игроком луза, в которую он намеревается положить заказной шар.
ЗАКАЗНОЙ ШАР - шар, который игрок называет перед ударом.
ЗАМАЗАТЬ - (шар) см. МАСКА.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ: НАЖИМ, ПРОПИХ И ДВОЙНОЙ УДАР.
ИГРАТЬ - играть с любого места (дома) в установленных Правилами случаях.
КАРАМБОЛЬ - два последовательных соударения шаров.
КАТРБАН - отражение шара от четырех бортов.
КИКС - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
КИКСОВАТЬ - сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
КЛАДКА - (делание шаров) падение в лузу прицельного шара.
КЛАПШТОС - отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
КОНТРПАРТИЯ - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая или контра.
КОНТРТУШ - обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
КОРОЛЬ - так условно называется бильярдист, играющий один против двух (пары) (см. также ПРИНЦ).
КРУАЗЕ - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также ОБОРОТНИЙ (см. также ДУПЛЕТ).
МАЗИК - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
МАСКА - когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таких случаях говорят, что шар (замазан).
МАССЕ - один из особых ударов.
МАШИНКА - предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах. Это приспособление помогает, например, играть шары, которые не достать обычным способом. Машинку иногда называют <тещей>.
МЕРТВЫЙ ШАР - когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ.
НАЖИМ - один из запрещенных ударов.
НАКАТ - удар, при котором битку придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.
НАБОЙКА - (наклейка) кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
НАЧАЛО ИГРЫ - фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую (дом) (так называемую линию дома).
НАЧАЛО И КОНЕЦ УДАРА - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.
ОБОРОТНИЙ - (дуплет) см. КРУАЗЕ.
ОТТЯЖКА - удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
ОТ ШАРА - когда прицельный шар или биток попадают в лузу, коснувшись другого шара.
ОТЫГРЫШ - оборонительная тактика, при которой удар дела ется с расчетом затруднить исполнение удара противником (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т. п.).
ПЕРЕСКОК - один из особых ударов.
ПИРАМИДА - шары, поставленные на бильярдный стол плотно один к другому в виде равностороннего треугольника.
ПИРАМИДА - игра на лузном бильярде. Разновидности этой игры: (Малая русская пирамида) (71 очко), (Большая русская пирамида) (91 очко), (Пирамида счетом шарами), (Пирамида с цветными шарами), (Пирамида-подкатка), (Пирамида без касания борта битком), (Снимание шаров рукой).
ПИСТОЛЕТОМ - (тычком) один из способов игры одной рукой.
ПОДСТАВКА - положение шаров, когда сыграть результативно не составляет труда.
ПОСТАВИТЬ НА ТОЧКУ - когда шар в определенных случаях ставят на одну из трех основных точек бильярда.
ПРИЖАТЬ - (партнера) тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он <сбивается с удара> и <теряет кладку>.
ПРИНЦ - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также КОРОЛЬ).
ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР - любой шар, кроме битка. Сокращенно - (прицельный). Встречаются названия: (чужой), играемый шар.
ПРОМАХ - когда биток не коснулся других шаров.
ПРОПИХ - один из запрещенных ударов.
ПРЯМОЙ ШАР - ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.
РАЗБИВКА - первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин (разбой).
РАСХОД - прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партнеров.
РЕЗКА - удар битком очень тонко в край прицельного шара. Отсюда выражения: (перерезать) - когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе и (недорезать) - когда шар взят под более тупым углом.
РОКАМБОЛЬ - рикошет по нескольким бортам.
РУССКИЙ БИЛЬЯРД - так называется в литературе наш отечественный лузный бильярд.
СВОЙ - см. БИТОК.
СДЕЛАТЬ ШАР - положить, сыграть его ударом битка в лузу.
С КИЯ - (закончить партию или положить несколько шаров) когда играющий заканчивает партию или сыгрывает несколько шаров одной серией ударов.
СМАЗАТЬ ШАР - не положить сравнительно легкий шар.
С РУК - игра битком из (дома).
СТОЙКА БИЛЬЯРДИСТА - позиция игрока у стола (положение ног, корпуса, головы, рук, кия).
СУХАЯ (партия) - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
СЫГРАТЬ ВОЗДУХОМ - очень тонко задеть битком прицельный шар.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ИГРЫ - перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, (Финская партия), (Американка в одну линию).
ТРЕУГОЛЬНИК - один из предметов бильярдного инвентаря: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
<ТРИ БОРТА> - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде; разыгрывается на чемпионате мира.
ТРИПЛЕТ - отражение шара от двух бортов.
ТРУАБАН - отражение шара от трех бортов.
ТУЗ - шар, обозначенный цифрой (значит 11 очков при игре в Пирамиду).
ТУРНЯК - толстый конец кия.
ТУШ - всякое прикосновение к любому шару: кием, рукой, машинкой, одеждой и т. п. Туш кием отличается от удара тем, что шар после него не совершает движения.
ФОЛ - любое нарушение Правил в бильярдном спорте.
ФОРА - дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т. д.
ФУКС - шар, упавший неожиданно, непредвиденно. Отсюда выражение ФУКСОВАЯ ПАРТИЯ, то есть партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
ЧУЖОЙ (ШАР) - см. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР.
ШАР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБЩЕМ ОСНОВАНИИ - это выражение означает: при игре в Пирамиду шар выставляется на третью точку бильярда или, если она занята, ставится плотно посередине короткого борта, противоположного (дому(; при игре в Американку и Московскую пирамиду шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного <дому>.
ШАРОМ - (Играть системой шаров) - когда удар передается через несколько шаров.
ШТОС - вид удара.
ЭФФЕ - удар кием, придающий боковое вращение шару.

А

Б

  • Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
  • Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
  • Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия

В

  • Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
  • Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.

Г

  • Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Д

  • Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
  • Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
  • Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
  • «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
  • Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .

Ж

  • Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.

З

  • Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
  • Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).

И

  • Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).

К

  • Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
  • Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
  • Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
  • Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
  • Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
  • Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
  • Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
  • Кли́ренс (англ. clearance ) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола ) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
    • То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
  • Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
  • Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.

Л

  • Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.

М

Н

О

  • Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
  • О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.

П

  • Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
  • Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
  • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
  • Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
  • Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
  • Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.

Р

Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.

  • Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
  • Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
  • Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
  • Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
  • Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
  • Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
  • Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )

С

  • Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
  • Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
  • Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
  • Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
  • Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
  • Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
  • Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
1. Разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена в Великобритании. 2. Позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой траектории с обеих сторон .

Спайдер-рест

  • Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
  • Сплит
1. Также сплит-шот (англ. split shot ) или сплит-хит (англ. split hit ) - удар, при котором на глаз трудно определить, какого из близко стоящих прицельных шаров биток коснулся первым. Обычно в турнирных правилах считается фолом, в любительских результативным ударом. 2. В пуле удар, посылающий два или более соприкасающихся шара в разные направления. 3. В снукере удар, при котором биток отправляется в скопление красных шаров для их разбития.

Русский бильярд

  • Малая русская пирамида - фундаментальная игра в русском бильярде. 16 шаров: 15 пронумерованы + биток. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120. К номеру шара "1" прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару также прибавляется 10. Таким образом общая сумма очков - 140. Цель игры - набрать 71 очко. Если игрок набрал 70 очков ("своя"), то даже в случае покладки последнего шара его партнёром в партии фиксируется ничья.
  • Большая русская пирамида - разница в изменении счёта очков. К шарам "2, 3, 4, 5" прибавляется по 10 очков.
  • Московская пирамида - 15 шаров + биток. Биток можно играть, как своего. Цель - забить 8 шаров.
  • Американка - 16 шаров, любым шаром можно бить любой шар. Цель игры - забить 8 шаров.
  • Пирамида счетом шарами - партия считается не на очки, а на количество сделанных шаров.
  • Пирамида с цветными шарами - добавляется 5 цветных шаров, 4 красных (40 очков), один жёлтый (50 очков).
  • Пирамида-подкатка - один из партнёров - "подкатчик" - имеет два удара подряд.
  • Пирамида без касания борта - один из партнёров не имеет права касаться битком бортов. Обязательно даётся фора.
  • Винт - цифры на шарах меняют своё значение в зависимости от количества положенных подряд шаров и различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар. Кроме того, насчитываются дополнительные очки за "коронки" - шары с определёнными номерами, находящимися на полке у каждого партнёра, и за определённое число положенных шаров.
  • Винт с цветными шарами - прибавляются 7 цветных: четыре красных (30 очков), желтый (60 очков), зелёный (120 очков) и чёрный (240 очков).
  • "A la guerre" - два шара: красный и белый, неограниченное к-во игроков; первый номер в результате жеребьёвки старается поставить один из двух шаров ближе к противоположному коротком борту, чтобы затруднить его сыгрывание следующим игроком, который ставит второй шар в дом и имеет право играть шар предшественника; если ваш шар сыгран, вы получаете "крест" - определённое количество крестов означает выбывание из игры.
  • Алягер с контрольным шаром - добавляется третий шар, суть которого в "замазывании своего".
  • Алагер-американка - какой бы шар не упал - засчитывается; играют любым шаром, каким удобнее.
  • Арктика - игра изобретена полярниками; идентична алягеру за исключением того, что каждый из участников имеет свой, за опредёлнным номером, шар, а соперничать могут как отдельные игроки, так и команды.
  • Ботифон или банк - ещё один аналог алягера: держащий "батифон" играет один против всех поочерёдно. Он может давать следующие виды фор: "плотная", "промах", "на себя", "любым любого", "смешанная".
  • Игра от бортов - аналог алягера: на среднюю точку ставится простая пробка, цель игры - от борта или бортов "чужим" сбить пробку.
  • Пять шаров - 60 очков (Русская партия) - два белых, два красных, один жёлтый. Цель игры - 60 очков. Очки начисляются в зависимости от лузы, куда попал шар. Существет система штрафов.
  • Пять шаров с карамболями - аналог Пять шаров - 60 очков: очки начисляются, если заказанный шар положен карамболем согласно с "карамбольной таблицей".
  • Офицерская партия в 5 шаров
  • Польская партия в 5 шаров
  • Кайза (пять шаров с карамболями по-фински) - пять шаров: два битка (2 очка), два красных (3 очка), один жёлтый (кайза, 6 очков). Для победы необходимо набрать 60 очков. Очки начисляются согласно "карамбольной таблице".
  • Партия в два шара - два игрока, два шара; цель - положить в одну из луз без заказа шар противника.

Пул

  • Прямой пул - За каждый сыгранный заказанный шар присуждается одно очко. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное суммарное число очков. Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, то все они засчитываются в пользу играющего.
  • Трёхшаровая партия кэнон - два битка (партнёра - 2 очка, свой от красного - 3 очка, от битка партнёра - 2 очка), один красный (3 очка). Игра ведётся до 50 или 100 очков. (в английской терминологии нередко встречается под именем english billiards)
  • Пул-8
  • Пул-9
  • 14+1
  • В одну лузу
  • Пул-10
  • Прямой пул в одну линию
  • "Встречный бой"

Французский бильярд

  • Французская трёхшаровая партия карамболь - два битка, один красный. Играется на безлузном столе. Карамболь - Свой биток касается красного, а затем битка партнёра. Один карамболь - одно очко. Как правило, играют до 20 очков.
  • Открытая партия
  • 4 шара - четырёхшаровая версия классического карамболя, распространённая в Азии.
  • Кадре 47/1
  • Кадре 74/2
  • Карамболь от одного борта
  • Карамболь от трёх бортов

Глава IX. СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

АБРИКОЛЬ - удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.

БИТОК - то же, что «свой» шар; шар, которым ударяют по другим шарам.

БРИЛЛИАНТ - одна из семнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть борта на лузном бильярде.

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «БРИЛЛИАНТОВ», которые помогают составить четкую диаграмму ударов.

ВИНТ - удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

ВЫХОД - результативный удар, в результате которого биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего. Выход - это один из наиболее эффективных способов ведения игры.

ДОМ - место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ - движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением. При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения.

ИГРАТЬ «С РУК» - играть с любого места дома, поставив на это место биток руками. Применяется в установленных правилами случаях.

ЛОБОВОЙ УДАР - удар битком по прицельному шару не на резке. Лобовой удар не следует путать с ПРЯМЫМ УДАРОМ.

МАСКА - позиция, при которой один или несколько прицельных шаров мешают произвести удар по конкретному шару. Постановка масок - один из распространенных способов ведения позиционной игры практически во всех разновидностях бильярда.

МАШИНКА - предмет инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов. Она помогает играть шары, которые не достать обычным способом.

КАТРБАН - отражение шара от четырех бортов.

КИКС - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара. Происходит как бы «осечка».

КЛАПШТОС - отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар останется на месте соприкосновения с ним.

ЛИНИЯ ДОМА - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.

НАКАТ - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное верхнее вращение и продолжает двигаться вперед вслед за прицельным шаром. Наряду с остановкой и оттяжкой накат - это один из основных технических приемов контроля и управления битком. Удар производится в верхнюю часть шара (см. рис. 86).

ОТТЯЖКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное нижнее вращение. Наряду с НАКАТОМ - это один из главных технических приемов в бильярде. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге. Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей.

ПОЛЗУНОК - скользящий удар с использованием тормозящего эффекта нижней подкрутки. При выполнении ползунка наносится «глубокий» удар под самый низ битка. Ползунок применяют обычно при ударе по отдаленному прицельному шару, когда необходимо снизить скорость битка к моменту соударения с прицельным шаром. Относится к категории сложных технических приемов из арсенала профессиональных мастеров.

ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА - прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте.

ПОСТАНОВКА ЗА «ГУБУ» - позиция, когда «губа» лузы не позволяет произвести ПРЯМОЙ УДАР битком: в русском бильярде - по любому прицельному шару, в пуле и снукере - по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару.

ПОСТАНОВКА УДАРА - развитие устойчивого двигательного навыка правильного выполнения УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (пул) - нарушения правил, совершенные одним и тем же игроком при выполнении первого удара в последовательных ИГРОВЫХ ПОДХОДАХ. Правила некоторых пуловских игр, в частности «Девятки», допускают не более трех последовательных нарушений.

ПОРУЧЕНЬ - не покрытая сукном верхняя часть борта.

ПРИЦЕЛ - процедура определения ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР - любой шар на игровой поверхности стола, кроме битка.

ПРОБУКСОВКА - разновидность скользящего движения битка по сукну (см. СКОЛЬЖЕНИЕ). По сравнению с равновесным ЕСТЕСТВЕННЫМ КАЧЕНИЕМ буксующий биток обладает избыточным вращением. Стремясь к равновесному состоянию, он приобретает поступательное движение за счет трения о сукно. В этом смысле пробуксовка представляет собой диаметральную противоположность РАСКРУТКИ. Наряду с раскруткой явление пробуксовки лежит в основе всех без исключения технических приемов управления битком. При этом следует различать первичную и вторичную, а также продольную и поперечную пробуксовку. Первичная пробуксовка происходит до соударения с прицельным шаром, а вторичная - после. Продольная - в направлении поступательного движения битка, а поперечная - поперек этого направления. Первичная продольная пробуксовка наблюдается при буксующем накате, вторичная - при любом лобовом накате и лобовой оттяжке. Первичная поперечная пробуксовка наблюдается при выполнении удара массе, вторичная - при выполнении наката и оттяжки на резке. В отличие от продольной, поперечная пробуксовка искривляет траекторию движения битка.

ПРОКАТ (русский бильярд) - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и толще. Прокат, как правило, сочетают с бегущим или обратным винтом (в зависимости от позиции).

ПРОКАТКА - естественное качение битка вперед за счет остаточного верхнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении НАКАТА. Контролируемая прокатка является необходимым условием выхода и отыгрыша.

ПРОПИХ - запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как толчок, при котором сопровождение битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту, и другую трактовку (См. главу «Правила русских пирамидных игр»).

ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) - прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой.

ПРЯМОЙ УДАР (по шару) - прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без предварительного касания бортов и других прицельных шаров.

ПУЛ - вид лузного бильярда. Совокупность бильярдных игр на пуловском столе. К спортивному пулу относятся «Восьмерка», «Девятка» и «Прямой пул».

РАЗГОН - начальный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

РАЗМЕР УДАРА - путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать силу и, соответственно, размер удара лежит в основе контроля битка.

РАСКАТ - способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение.

РАСКРУТКА - приобретение битком попутного верхнего вращения за счет трения о сукно (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА). Трение стремится перевести неравновесное скольжение в равновесное естественное качение. Раскрутка происходит в том случае, если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения. В процессе раскрутки биток «жертвует» поступательным и «добирает» недостающее попутное вращательное движение. Облегчая выполнение ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА, раскрутка существенно затрудняет ОТТЯЖКУ, особенно при большом расстоянии между шарами. Прежде-временная раскрутка битка до соударения с прицельным шаром приводит к тому, что вместо лобовой оттяжки получается остановка, вместо остановки накат и даже накат вместо оттяжки. Для ее компенсации битку, во-первых, придают дополнительную нижнюю подкрутку и, во-вторых, наносят более сильный удар в расчете на то, что биток до соударения не успеет раскрутиться. Причем чем дальше отстоит прицельный шар, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Вместе с тем следует иметь в виду, что раскрутка может быть и полезной. Мастера часто используют ее при выполнении контролируемого наката.

РЕЗКА - смещение ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ в сторону от центра прицельного шара (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. В то же время от того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

РЕЗКА В ПОЛШАРА - резка, при которой ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ сдвинута на полшара в сторону от центра прицельного шара.

РОЗЫГРЫШ - процедура определения участника, вступающего в игру первым (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

РУССКИЙ БИЛЬЯРД - разновидность лузного бильярда. Совокупность лузных бильярдных игр на русском бильярдном столе с большими шарами и строгими лузами. К спортивному русскому бильярду относятся: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка» («Свободная пирамида»). В последнее время на международной арене в качестве синонима русского бильярда используется термин «Пирамида».

СБОРНЫЙ КИЙ - кий, состоящий из нескольких (как правило, двух) частей, скрепленных между собой с помощью винтового соединения.

СЕРИЯ - последовательность результативных ударов одного и того же игрока в одном и том же подходе.

СИЛА УДАРА - приданная битку начальная энергия и импульс движения. При прочих равных условиях (один и тот же биток, один и тот же кий, одна и та же техника ударно-махового движения) сила удара определяется конечной скоростью разгона кия к моменту столкновения наклейки с битком. От силы удара во многом зависит траектория движения битка после соударения с прицельным шаром или бортом. Сила определяет и РАЗМЕР УДАРА, что лежит в основе выполнения многих ударов с ВЫХОДОМ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

СКАТ - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и тоньше (см. также ПРОКАТ). В последнем случае употребляют словосочетание тонкий скат. В отличие от начинающих, мастера применяют «тонкий скат» крайне редко, предпочитая играть на прокате с обратным винтом.

СКОЛЬЖЕНИЕ - поступательное движение битка с проскальзыванием нижней точки по игровой поверхности стола (то есть скорость точки соприкосновения битка с сукном не равна нулю). В отличие от ЕСТЕСТВЕННОГО КАЧЕНИЯ при скольжении нарушается естественное равновесие между поступательным движением и вращением. Если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения, начинается РАСКРУТКА, если в сторону вращения - ПРОБУКСОВКА. И в том и в другом случае трение о сукно стремится восстановить равновесие и перевести любое скользящее движение в естественное качение.

СТОРОЖ - наигранный, но умело замаскированный прицельный шар, расположенный в непосредственной близости от лузы. Постановка одновременно сторожа и МАСКИ характерна для многих лузных бильярдных игр и является очень эффективным приемом ведения позиционной игры.

СЫГРАННЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу в результате правильного удара.

СЫГРЫВАНИЕ БИТКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром падает в лузу. В отличие от пула, снукера, а также «Русской пирамиды», где падение в лузу битка рассматривается как нарушение, при игре в «Московскую пирамиду» и «Американку» («Свободную пирамиду») сыгрывание битка является результативным ударом. В «Московской пирамиде» сыгрывание битка, как правило, сочетают с отыгрышем, когда биток либо падает, либо останавливается у створа лузы. При этом используется весь арсенал технических приемов контроля и управления битком. Единых рекомендаций на этот счет не существует. Все зависит от позиции и взаимного расположения шаров.

ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ - точка соприкосновения битка с прицельным шаром в момент соударения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ - воображаемое положение центра битка в момент соударения с прицельным шаром.

ТРЕУГОЛЬНИК - бильярдная принадлежность, используемая для расстановки шаров во многих лузных бильярдных играх.

ТУРНЯК - толстая часть кия (на сборном кие доходит до винтового соединения).

УГОЛ ОТКАТА - угол между линией прицеливания (в направлении от точки прицеливания назад к центру битка) и направлением ОТКАТА (см. рис. 89). При лобовой оттяжке угол отката равен нулю.

УГОЛ ПРОКАТКИ - угол между линией прицеливания (в направлении от центра битка вперед к точке прицеливания) и направлением прокатки. Для естественного наката характерны естественные углы (см. рис. 89). Наибольший естественный угол прокатки (34°) достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА.

УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ - угол между направлением движения прицельного шара и направлением движения битка после соударения.

УГОЛ РЕЗКИ - угол между линией прицеливания (в направлении движения битка) и приданным направлением движения прицельного шара. При ЛОБОВОМ УДАРЕ угол резки равен нулю. На РЕЗКЕ В ПОЛШАРА - 30°. На предельной резке - почти 90° (см. рис. 89).

УДАР (в бильярде) - к сожалению, весьма расплывчатый и многозначный, но глубоко укоренившийся и устоявшийся бильярдный термин, под которым понимают как само столкновение кия с битком, так и предшествующее ему маховое движение руки, а также все то, что происходит вследствие этого на игровой поверхности стола. Таким образом, точный смысл, который вкладывают в слово «удар», можно выявить только из контекста. Вот несколько основных значений этого термина:

1) удар = ударно-маховое движение;

2) удар = столкновение кия с битком;

3) удар = столкновение битка с прицельным шаром;

4) удар = возникшее в результате столкновения кия с битком движение шаров по игровой поверхности стола вплоть до их полной остановки, падения в лузу или выскакивания за борт;

5) удар = технический прием, например, оттяжка;

6) удар = тактический прием, например, отыгрыш.

УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ- скоординированное во времени и пространстве движение руки (плеча, предплечья и кисти) при выполнении технически правильного удара по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Представляя собой целостное движение, оно, однако, складывается из трех взаимосвязанных этапов: разгон, хлест и сопровождение. На этапе разгона рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе хлеста разогнанный кий соприкасается с неподвижным битком. Хлест обеспечивает амортизацию отдачи и плавный переход от разгона кия к разгону битка (мягкость удара). На этапе сопровождения происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. Именно к этому сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом.

УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) - разновидность удара, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар. В пуле и снукере этот удар используется главным образом в случаях, когда невозможен прямой удар по очередному прицельному шару, то есть когда поставлена МАСКА. При выполнении удара от бортов рекомендуется пользоваться БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМОЙ. В русском бильярде удар от борта используется при сыгрывании битка в некоторых позициях, когда сыграть напрямую невозможно, а также при отыгрыше.

УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (русский бильярд) - один из основных приемов игры в русском бильярде, когда игрок, не будучи уверенным в результате удара, сочетает прицельный удар по лузе с отыгрышем.

В случае падения шара в лузу он продолжает игру, в случае промаха удар переходит к сопернику. На ударах по отыгрышу практически целиком строится игра в «Московскую пирамиду». Этот прием часто используют в «Русской пирамиде», реже - в «Американке».

УДАР С РУКИ ИЗ «ДОМА» - нанесение удара битком с любого места в доме по шарам, расположенным вне «дома» (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ - совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом.

ФОЛ - нарушение правил игры, предусматривающее наложение штрафа. Вид штрафа оговаривается в особых правилах для каждой конкретной игры.

ФУКСОВАЯ ПАРТИЯ - партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

ФУКСОВЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу непредвиденно. В играх, предусматривающих заказ, все фуксовые шары считаются неправильно сыгранными, и право удара переходит к сопернику. В играх без заказа фуксовые шары засчитываются, и игрок продолжает свою серию (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХВАТ - способ держания кия в руке при выполнении ударно-махового движения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХЛЕСТ - промежуточный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОТМЕТКА - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УДАР - удар в центр битка без придания подкрутки. Центральный удар настоятельно рекомендуется начинающим на начальной стадии отработки правильного прицела и УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ШАР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБЩЕМ ОСНОВАНИИ - по новым международным правилам это означает, что выскочивший или неправильно забитый шар выставляется на заднюю отметку стола. Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу. Если же какие-либо шары, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии как можно ближе к задней отметке, но не вплотную к мешающим шарам. Если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют между задней отметкой и центром игровой поверхности стола как можно ближе к задней отметке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Словарь Буракумин - жители поселений, занимающиеся нечистым ремеслом, то есть мясники, кожевники и т. д., жертвы кастовой дискриминации.Бунраку - японский кукольный театр.Гайдзин - иностранец.Гёдза - китайские пельмени в виде вареников с капустой и мясом.Гамбару -

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

СЛОВАРЬ Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.Береговой – 1) находящийся рядом с берегом;

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Русские аспекты бильярдной лексики В бильярдной лексике русского языка существует масса трудностей, связанных с правописанием и даже с произношением слова «бильярд». Например, до сих пор можно встретить написание «биллиард», которое является устаревшим. Также

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Английский словарь разговорный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Английский словарь газетный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a – неопределенный артикль, одинabandon – отказываться, покидать, прекращатьability – способностьable – умелыйaboard – на бортуabolition – отменаabortion – аборт, неудачаabout – вокруг, кругом, около, приблизительноabove – над, выше, более, наверхabroad – за границейabsence – отсутствиеabsolute

Из книги Агни Йога. Симфония. Книга I автора Ключников Сергей Юрьевич

Из книги Английский словарь технический для ускоренного изучения английского языка. Часть 2 (2000 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a number of – несколько, рядabnormal – неправильный, ненормальныйabolish – отменять, ликвидироватьabrasion – стирание, износ, шлифовкаabrasive – абразив, шлифующий материалabreast – на уровне, в один рядabsolute – абсолютный, чистый без примесиabsolutely – абсолютноabsorb – поглощатьabsorber –

Из книги Большая книга афоризмов автора

Словарь См. также «Филология» Два дела особенно трудны: это - писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Видоизмененный Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

СЛОВАРЬ Два дела особенно трудны: это – писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер Все словари сделаны из словарей. Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Современный дизайн газет автора Картер Мишель А

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Словарь А Аарти – индуистский ритуал с использованием масляной лампы.Аватара – воплощение-инкарнация индусского божества.Адиваси – коренные жители, племена.Амрита – напиток бессмертия.Апсара – небесная дева.Ардханаришвара – «полумужчина-полуженщина»,

Отрабатывать базовые навыки нужно на простых ударах "в лоб": бить по битку по центру шара. Если ваша техника уже на более-менее хорошем уровне, и вы научились , пора знакомиться с разными видами ударов, и отрабатывать уже их.

Виды ударов кием по битку

Ударить кием по битку можно по-разному. Проще всего разобраться с разными видами ударов поможет простая схема:

1. удар по центру - "клапштос". Базовый удар, с которого начинается отработка техники бильярда. Все другие удары по шару со смещением от центра называются "эффе", для их выполнения нужно очень тщательно следить за состоянием наклейки, постоянно натирать ее мелом;

2. удар выше центральной точки - "накат". Отлично подходит для новичков, выполняется легко, прицел при таком ударе самый верный;

3. удар ниже центра - "оттяжка". В отличие от наката, он намного сложнее, ведь шару нужно придать обратное горизонтальное вращение. Выполнять его нужно мягко, но четким, акцентированным ударом;

4. удары с винтом. Вы можете придать шару только строго правый или левый винт, их выполнять могут и новички. Если же сместить точку удара еще вверх или вниз, получатся комбинированные удары - боковой винт с оттяжкой, или с накатом. Они намного сложнее, у вас уже должен быть хорошо поставлен удар, выполнять их нужно без резких рывков, очень точно, плавно, силу удара регулировать только длиной оттяжки кия и отдаленности опорной руки от битка.

Виды ударов битком по прицельному шару

В зависимости от того, как ударяет биток по прицельному шару, различают два вида ударов: прямой и резаный. Прямой шар выполнить сложнее, нужно бить очень точно и технически правильно. Кроме того, существуют еще такие удары, когда прицельный шар не идет сразу в лузу, а отталкивается от борта, и потом уже падает. Это:

  • дуплет;
  • резаный дуплет;
  • круазе (оборотный удар; биток после контакта с прицельным шаром пересекает траекторию его движения к лузе).

Самые сложные удары в бильярде: описание и применение

Знает немало сложнейших и красивых ударов, сделанных с профессиональным мастерством. Мастерами игры разработана даже специальная , увеличивающая в разы шансы на победу в партии. Приведем сложные удары в бильярде, которым вполне можно научиться после освоения азов этой игры:

  • перескок (биток перепрыгивает через стоящим рядом шар и продолжает движение к прицельному);
  • абриколь (удар от борта по прицельному шару);
  • контр-туш (прицельный шар отбивается от борта, снова попадает в биток и уже после второго контакта падает в лузу). Учиться таким сложным приемам лучше уже тогда, когда вы хорошо владеете базовой техникой бильярда.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...