Сценарий военно-спортивной игры патриотической направленности «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста. Военно-патриотическая игра методическая разработка Игры для детей на военно патриотическую тематику

Лариса Досова

ели : формирование духовно нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма ; развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи :

1. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской Армии, солдатам-защитникам Отечества.

2. Развивать познавательный интерес к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, интерес к военным специальностям (зенитчики, сапёры, артиллерия, снайперы и др.) .

3. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств : чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплочённости, умения работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.

4. Продолжать формировать основы здорового образа жизни, развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, выносливость и др.) .

5. Развивать у детей практическое умение ориентироваться на местности с помощью карты-схемы.

6. Создать условия для позитивной социализации детей , непосредственного положительно-заряженного взаимодействия детей и взрослых в практико-ориентированной игровой деятельности.

Место проведения игры : территория детского сада (на улице) . Разные этапы игры проходят на разных участках территории детского сада.

Длительность : 40- 50 мин. (без привала на «полевой кухне» )

Участники : дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, сотрудники ДОО.

Предварительная работа : беседы с детьми о Российской Армии, о празднике «День Победы» ; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о воинах-защитниках Отечества; рассказ о традициях военно-спортивной игры «Зарница » ; разучивание стихов, песен патриотической тематики ; изготовление нагрудных знаков (эмблем) : «зенитчики» , «снайперы» , орденов (медалей, карты-плана, ориентиров для каждого этапа;

Взаимодействие с музыкальным руководителем в подборе музыкального сопровождения (музыка и песни военных лет ) ;

взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ по изготовлению атрибутов и подготовке оборудования, разъяснению задач игры и распределению ролей.

Атрибуты и оборудование :

военная форма для главнокомандующего, военная форма для педагогов групп, для девочек - элементы одежды для медицинских сестер (сумочки с бинтами, белые косынки с красным крестом) ; ордена и георгиевские ленточки по количеству детей , фрагменты георгиевских ленточек для подсчёта баллов; красные шапочки и шарфики для «постовых» и старших командиров (взрослых) ; стойки-ориентиры с надписями : «штаб» , «мины» , «+» (красный крест, «сапёры» «снайперы» ; макет костра; кастрюля с кашей, чашки, ложки и пиалы для «полевой кухни» , две карты – плана (для каждой команды-свой маршрут) .

Для полосы препятствий : - 2 стойки с натянутой веревкой с колокольчиками; «Разминируй поле» -20 пластиковых бутылок с крышками, ведро; «Пройти через болото» -14 обручей (несколько из которых – красные, две корзины (в одной - маленькие мячики, по два на каждого ребёнка) ; «Сбей вражеский самолёт» - два «самолета» , изготовленных из пластиковых бутылок, мешочки с песком (по количеству детей , веревка; «Снайперы» - грузовик с боеприпасами, мешочки для метания (по количеству детей ) ; «Санчасть» - трое санок- ледянок; «Найди секретные документы» - два конверта с разрезанными картинками – пазлами с изображением танка.

Сценарий игры

На площадке детского сада звучит музыка военных лет . Два отряда детей «Снайперы» и «Зенитчики» выстраиваются в одну шеренгу; напротив , у знака «Штаб» , стоят главнокомандующий, инструктор по ФК, двое детей

(командиры отрядов) . Взрослые и родители-участники Игры встают рядом с детьми.

Инструктор :

Звучат фанфары,

Гремит салют,

Военной Зарнице

открыт наш путь.

Очень скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник - 70 летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящается наша военно-спортивная игра «Зарница » .

«Зарница » - игра смелых, ловких и дружных. И мы уверенны, что сегодня вы проявите свою находчивость, выносливость и справитесь со свеми трудными заданиями. А самое главное - будете работать в команде - в отряде, где один за всех и все за одного.

1-ребёнок (командир отряда «Зенитчики» ):

Пусть живём мы не в столице,

И для службы мы малы.

Но уметь играть в «Зарницу » ,

Обязательно должны!

Всё серьёзно, как у взрослых :

И команды и парад.

Есть вопросы?

Нет вопросов! -

Так на службе говорят.

2-ребёнок (командир отряда «Снайперы» ):

Вы поверьте, мы не струсим,

Без сомненья, победим!

О делах отрапортуем,

Честь по форме отдадим.

Всех, кто хочет – приглашаем,

К нам, в «Зарницу » поиграть.

Мы научим крепкой дружбе,

А не только воевать.

Вместе :

Чтоб гордились нами деды,

Чтобы не было войны,

Подрастём и, если нужно,

Постоим за честь страны! (Ирина Кутепова «Дошкольная Зарница » )

Дети-командиры строевым шагом возвращаются к своим отрядам.

Инструктор : Давно отгремели залпы войны. Над нами мирное небо.

Люди спокойно работают. Мы с вами живем в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Российская Армия.

Одной большой семьей живут народы,

Крепка Россия наша, как гранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской армии стоит.

Наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии и сила нашей любимой и непобедимой России. Поздравляем всех с наступающим праздником Днём Победы. УРА!

Дети : Ура! Ура! Ура!

Инструктор : Один у нас на всех девиз :

Дети : “Не отступать назад”

Инструктор : Не даром говорят :

Дети : “Солдат всегда солдат”

Инструктор : Представляю нашего главнокомандующего… (представляет взрослого из состава родителей воспитанников или представителей военной части города , выполняющего роль главнокомандующего).

Главнокомандующий делает шаг вперед.

Главнокомандующий : Здравствуйте, товарищи, бойцы!

Дети : Здравствуйте!

Главнокомандующий : Равняйсь! Смирно! Вольно!

Главнокомандующий : Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие : из сейфа были похищены очень важные секретные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти документы и доставить их в штаб, действуя четко по карте. Синим цветом на карте обозначен ШТАБ - место, где мы сейчас находимся. Когда вы найдете документ , вам нужно будет вернуться в штаб и доложить о выполнении задания. Задание понятно?

Дети : Так точно.

Главнокомандующий : Это задание очень сложное - нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети : Так точно.

Главнокомандующий : Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности к выполнению боевого задания.

Командир отряда «Снайперы» докладывает :

Товарищ Главнокомандующий, отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда … (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий

Командир отряда «Зенитчики» : Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

Товарищ Главнокомандующий, отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий : Рапорт принят! Получите карту-план.

Командир отряда становится в строй.

Инструктор : В нашей игре также принимают участие взрослые командиры, они будут помогать вам (взрослые командиры-родители стоят на каждом этапе, на них красный шарф и шапочка). Есть такие препятствия, преодолев которые, можно заработать очки – георгиевскую ленточку. Отрядам нужно не только выполнить все задания правильно, но и постараться как можно больше заработать ленточек. Главнокомандующий : Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим. У каждой команды свой план, (место встречи одно, а маршрут прохождения препятствий и поиски документов разное - по карте). Последнее препятствие у всех на карте «Найти секретные документы» . На этапах стоят помощники, которые следят за соблюдением правил прохождения испытаний и подводят итог. Каждое очко – фрагмент георгиевской ленточки.

Этапы полосы препятствий :

«Проползи через колючую проволоку» (в качестве «колючей проволоки» натянута веревка, на которой висят колокольчики)

Цель : проползти под “колючей проволокой” так, чтобы не задеть её.

Правила игры : если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.

«Разминируй поле»

(дети приходят на "минное поле" – участок, на котором расставлены обозначения «мины» и в сугробах в снегу закопаны пластиковые бутылки с яркими крышками.).

Цель : под снегом дети должны найти закопанные пластиковые бутылки –«мины» и осторожно открутить крышки, не вынимая бутылки. Только в этом случае мина считается обезвреженной.

Правила игры : если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она “взорвалась”, боец ранен и ему требуется “медицинская помощь”, санитары его перевязывают.

«Пройти через болото» (участок, на котором разложены обручи –«кочки» )

Цель : перебраться через “болото” (с кочки на кочку, принести снаряды (маленькие мячики, на другую сторону “болота”. Правила игры : прыжки из обруча в обруч на двух ногах, в руках 2 малых мяча. Нельзя наступать на красные обручи – это мины (торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым. Медсестра оказывает первую медицинскую помощь раненому. Ребёнок, который перенёс снаряды, возвращается в команду.

Огромную роль в сражениях всегда играла артиллерия. Следующее задание

«Сбей вражеский самолёт» (на территории между двумя деревьями натянута леска, к ней подвешены «самолёты» из пластиковых бутылок)

Цель : попасть “снарядами” – мешочками для метания в «самолёт» .

Правила игры : каждое попадание ребёнком в цель приносит команде 1 балл (ленточку) ; каждый участник имеет право сделать один бросок.

«Снайперы»

Цель : попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Правила : нельзя переступать черту, иначе можешь “взорваться” вместе с грузовиком.

«Санчасть» (оказание первой медицинской помощи раненым)

Цель : оказать помощь раненому (перевязать, доставить в санчасть) .

Правила : девочкам - медсестрам предлагается сделать перевязку руки, ноги и головы пострадавшим(3 раненных,3 медсестры, двое детей перевозят ) . Затем мальчики транспортируют (перевозят) каждого на санках-ледянках до знака «Красный крест» .

«Найди секретные документы» Цель : быстро и правильно сориентироваться на местности : по карте –плану найти документы и доставить в штаб.

Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. Но как найти пакет? Здесь им предстоит выполнить последнее задание на ориентировку в пространстве. На плане - задание : после минного поля добежать до конца здания, повернуть налево, остановиться у крыльца и встать к нему лицом. Затем отсчитать (найти) вторую березу слева направо и можно начинать искать документ. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе с педагогом открывают его. В пакете документ, испорченный «врагом» -он разрезан на несколько частей. Дети собирают пазлы и получается изображение танка.

После того, как отряды выполнили свое боевое задание, все снова собираются на площадке у знака «Штаб» . Командиры отрядов сдают рапорт главнокомандующему.

Главнокомандующий : Отряд, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!

Командир маршевым шагом подходит к Главнокомандующему и

докладывает :

Товарищ Главнокомандующий! Отряд «Снайперы» задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий : Рапорт принят!

Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Командир отряда “Зенитчики” маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

Товарищ Главнокомандующий! Отряд “Зенитчики” задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан! Главнокомандующий : Рапорт принят!

Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

Главнокомандующий : Товарищи бойцы, вы отлично справились с боевым заданием и без потерь прошли все испытания.

Инструктор : Вы все - настоящие будущие солдаты-защитники. А сейчас старшие командиры доложите о количестве заработанных очков георгиевских ленточек.

Старшие командиры отрядов докладывают о количестве заработанных ленточек.

Главнокомандующий : А сейчас я хочу выразить свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас орденами за проявленное мужество, отвагу, смелость и решительность, а так же вручить каждому георгиевскую ленточку, как символом объединения. Командирам отрядов получить ордена для своего отряда!

Командиры подходят к главнокомандующему и получают награды.

Инструктор : Вот и подошла к концу военно - спортивная игра «Зарница » .

И мы убедились, что у нашей любимой России растут новые отважные и дружные защитники. А когда мы едины, то мы непобедимы!

Всем предлагается исполнить песню о России (по выбору детей ) .

Огромное спасибо всем! А теперь мы приглашаем всех бойцов отведать настоящую солдатскую кашу нашей «полевой кухни» . Организуется полевая кухня (привал, где дети и взрослые едят гречневую кашу и пьют горячий чай.

Используемая литература и ресурсы :

1. Желобкович Е. Ф. 150 Эстафет для детей дошкольного возраста -М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2010.-120 с.

2. Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2014.-224с.

3. Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет : игры-эстафеты- Волгоград : Учитель,2012.-127 с.

4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2013.- 96с.

5. Интернет - ресурсы.








Цели и задачи:

  1. Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Формирование здорового образа жизни у учащихся.
  3. Воспитание патриотизма и чувства товарищества.

Место проведения:

Начальная школа (актовый и спортивный залы, медицинский кабинет, библиотека, кабинет музыки и трудового обучения, зал ЛФК, учебные и игровые классы).

Участники:

Мальчики 3-4х классов, в состав команды входят 10 человек.
Девочки – болельщики.

Условия определения зачета и определения победителей и призеров:

На открытие праздника команды-участники получают “Маршрутные листы” с указанием станций-заданий. Каждая из команд направляется на станцию. Игра начинается по звонку. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в “Маршрутный лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней и праздничными пирогами. На каждой станции в различных номинациях определяется лучший игрок и награждается медалью.

Программа мероприятия:

  • Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”.
  • Прохождение станций-заданий участниками игры.
  • Поздравительный концерт.
  • Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
  • Чаепитие в классах.

Организация проведения мероприятия:

В подготовке и проведении военно-патриотической игры принимает участие весь педагогический коллектив школы.
Судейство военно-патриотической игры возлагается на судейские бригады и администрацию школы.
Работники школьной столовой пекут праздничные пироги.
Ученицы 3-4х классов готовят праздничный концерт и поздравительные газеты.

Ход мероприятия:

Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”
23 Февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем Защитника Отечества.
Военно-патриотическую игру “Юные Защитники Отечества” считать открытой!

Станция 1 “Меткий стрелок”.

Инвентарь: дартс.
Место проведения: зал ЛФК.
Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Снайперы” лучший игрок (команда) награждается медалью. В маршрутном листе записывается количество баллов, набранных командой.

Станция 2 “Военно-полевая кухня”.

Инвентарь: стол, кастрюля с водой, картофель, нож, фартук и колпак.
Место проведения: кабинет трудового обслуживания.
Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Шеф-повар” лучший игрок награждается медалью.

Станция 3 “Рота – подъем!”.

Инвентарь: Домашнее задание - спортивная короткая форма (футболка, шорты) .
Место проведения: игровая комната.
Ход: Игроки в короткой спортивной форме без обуви. Одежда сложена на стуле перед участниками. По сигналу, участники должны одеться за 45 секунд (брюки, ремень, рубашку, пиджак, туфли) . В зачет принимаются учащиеся одетые полностью. По окончании конкурса за опрятный внешний вид и осанку добавляется 1 балл. За неопрятный вид – снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Настоящий солдат” лучший игрок награждается медалью.

Станция 4 “Патриотическая”.

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Российской Федерации.

  • Государственный гимн РФ.
  • Государственный герб РФ.
  • Государственный флаг РФ.

2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 3-4 минуты.

Награждение:
по результатам конкурса отмечается команда, правильно выполнившая задания и давшая полный ответ и награждается медалями в номинации “Знатоки”.

Станция 5 “Силачи” .

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Богатыри” лучший игрок награждается медалью.

Станция 6 “На плацу”.

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

  • Построение в одну шеренгу.
  • Название команды.
  • Девиз команды.
  • Равнение.
  • Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.
  • Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов.

Награждение: по результатам конкурса в номинации “Отличник строевой подготовки” лучший участник (команда) награждается медалью.

Станция 7 “Мозговая атака”.

Инвентарь: листы бумаги и карандаши.
Место проведения: библиотека.
Задание: За определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оценивается количество и правильность названия воинских званий и родов войск. Время выполнения задания 3-4 минуты. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 5 баллов. Результат заносится в Маршрутный лист.
Для справки: рода войск – Военная Авиация (ВВС – штурмовая, истребительная, армейская, стратегическая) , Военно-Морской Флот (ВМФ – надводный, подводный) , Сухопутные Войска (танковые, артиллерийские, инженерные, спецназ, десант ВДВ) , Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН, Войска Противовоздушной Обороны ПВО) .
Воинские звания – рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал - Армии, Маршал, Генералисимус, Верховный Главнокомандующий – Президент России.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Команда умников” лучшая команда награждается медалями.

Станция 8 “Медсанчасть”.

Инвентарь: бинты и вата.
Место проведения: медицинский кабинет.
Задание: За определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку (на руку, ногу, голову). Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по 5-бальной шкале. За неправильное и неаккуратное выполнение задания снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Юный медбрат” лучший игрок (команда) награждается медалью.

Станция 9 “Военно-патриотической песни”.

Оборудование: музыкальный центр – караоке.
Место проведения: кабинет музыки.
Задание: Команда получает задание исполнить песню по данной тематике под фонограмму. Девочки помогают мальчикам. Конкурс оценивается по 5-бальной шкале. Учитывается знание слов и вокальное мастерство. Время проведения – 3-4 минуты.
Награждение: по итогам конкурса в номинации “Юные соловьи” лучший исполнитель (команда) награждается медалью.

Станция 10 “На привале” .

Место проведения : игровая комната.
Задание: Команды-участницы отдыхают. В интеллектуальную борьбу вступают болельщицы.
Викторина:

  • Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)
  • Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)
  • Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)
  • Что означает слово “таран”? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля)
  • Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)
  • Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)
  • Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)
  • Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники)
  • Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)
  • . Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
  • За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

    Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве. также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию. Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

    Патриотическое воспитание через игру – наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр простые, подойдут для любого детского сада, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

    Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

    Игра «Волшебные слова»

    Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д. Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова. Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

    Игра «Найди флаг»

    Перед игрой нужно спросить у воспитанников, кто знает, как выглядит флаг России. После этого демонстрируется флаг нашей страны, называются его цвета. Показывают флаги других стран, кратко рассказывают об их цветах и общем оформлении. После этого кладут 10 флагов, среди которых есть флаг России. Ребенка просят найти флаг России, назвать его цвета. Если воспитанник ошибается в выборе, то нужно разобрать ошибки, чтобы сыграть в игру заново.

    Следует воспитывать в детях уважение к государственной символике не только России, но и других стран. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети топтались по флагам, небрежно с ними обращались.

    Игра «Гости города»

    Целью является воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом. Нужно закрепить шесть фотографий со знаковыми местами вашего города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6. Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место. Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием.

    «Геральдика»

    Целью является изучение истории родного города через его символику. Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей.

    После этого показывают гербы района и области, также рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны. Детям показывают взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам. Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

    «Народные промыслы»

    Цель – научиться узнавать разные виды деятельности. Начать можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой именно картинке относится их помощь.

    Например, если мальчик любит вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.

    «Помоги маме найти своих детенышей»

    Цель – научить детей соотносить изображения взрослых животных детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята. После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний. Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.












    Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье. Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом. Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.

    Список игр, воспитывающих патриотизм в младшей и подготовительной группах детского сада, не является исчерпывающим. Во все игры нужно добавлять как можно больше движений, ведь дети в таком возрасте не могут долго сидеть на месте.

    СЦЕНАРИЙ

    Военно- патриотической спортивной игры (квест)

    для детей старшего дошкольного возраста

    Составила:

    Музыкальный руководитель

    Чунтонова Любовь Петровна

    2018 год

    Форма проведения: игра-путешествие по станциям (квест).

    Место проведения: территория детского сада. Все станции располагаются на разных участках детского сада. Каждая из станций подготовлена, оформлена в соответствии с названием, красочно подписана либо имеет свою эмблему.

    Цель проведения: формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к спорту и Родине.

    Пропагандировать здоровый образ жизни;

    Воспитывать дружбу, взаимовыручку;

    Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма;

    Совершенствовать навыки физической культуры: ловкости, координации движений, выносливости и др.;

    Способствовать развитию смелости, решительности, чувства взаимопомощи, сопереживания;

    Учить оказывать первую помощь при травмах;

    Развивать коммуникативные навыки

    Приобщать родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

    Участники: В игре участвуют четыре команды, каждую из которых возглавляет командир (ребенок).

    Материальное обеспечение и экипировка команды:

    Форма одежды спортивная.

    У каждого участника команды (дети, воспитатели, родители) - эмблема на груди и головной убор.

    Командное снаряжение -маршрутный лист.

    Штаб - оформленная палатка, внутри: флаг на флаг - штоке, стол для работы.

    Грамоты для команд, призы на каждого ребенка.

    Угощение для детей.

    Ход проведения:

    (Звучит музыка - детские песни. Каждая команда (дети, воспитатели, родители) собираются на улице и выстраиваются двумя шеренгами)

    Ведущая: поздравляю вас с началом спортивно-патриотической игры "Зарница». Сегодня вам предстоит соревноваться в ловкости, силе, выносливости, в этой игре вас ждут настоящие испытания, в ней вы продемонстрируете и свою спортивную подготовку, и умение ориентироваться на местности.

    Слово приветствия предоставляется заведующей детским садом.

    (слово заведующей)

    Ведущая: Сегодня к нам на праздник пришли Юнармейцы.

    (под музыку «Гимн Юнармии» выходят маршем бойцы Юнармии, проходят строем и останавливаются напротив детей.)

    Руководитель Юнармейцев: Мы очень рады присутствовать на вашем празднике. Желаем вам достойно пройти все испытания и быть победителями в игре «Зарница». Поздравляем вас с праздником!

    Ведущая: Торжественная часть нашего праздника объявляется открытой.

    Звучит Гимн РФ

    Ведущий:

    Всегда солдату песня помогала,

    Поддержкою, опорою была.

    И все четыре грозных года

    Дорогами войны с бойцами шла.

    Песня Катюша

    Юнармеец: Пройдёт время, на смену нынешним воинам нашей Армии придут наши мальчишки. Как будущие солдаты и командиры вы должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть сильным, мужественным, благородным, добрым.

    Для того, чтобы мы могли отправиться выполнять задание, командиры должны представить свои команды.

    Командирам приготовиться и доложить о готовности отряда к Зарнице.

    СТРОЕВОЙ СМОТР.

    (Командиры по очереди сдают рапорт о готовности к проведению зарницы).

    Юнармеец: Отряд! Равняйсь! Смирно!

    Выход из строя сдача рапорта командиру.

    Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

    — Товарищ командующий! Отряд «_____________________» для участия в игре «Зарница» построен!

    Наш девиз …………………………………………………………………………

    Командир отряда __________________. Рапорт сдан.

    Юнармеец (подходит к главнокомандующему - заведующей): Товарищ главнокомандующий отряды к зарнице готовы. Разрешите начать военно-спортивную игру зарница!

    Заведующая: Разрешаю!

    2. Выдача маршрутных листов командам.

    Ведущая: Сейчас каждая из команд получает маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего отряда. Двигаться от станции к станции необходимо строго по порядку их номеров. Порядок движения по станциям у каждой команды свой. На всех станциях вас ждут взрослые, которые и будут оценивать вашу подготовку, после выполнения задания команда получает часть карты. Передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром отряда и в сопровождении взрослого. Передвижение бегом или по одиночке запрещено, только дружно в колонне по двое! Когда все станции будут пройдены, команда приходит на финиш. Командиры проходят в штаб, в руках у них 6 частей карты. В штабе составляется карта «Зарницы».

    (Ведущий объявляет старт. Отряды знакомятся с планом, начинают выполнение задания, начинают маршрут со своего участка, выполняя поочерёдно одно задание за другим. Когда командиры, после выполнения заданий на всех станциях, отправляются в штаб складывать карту, команды вновь выстраиваются в шеренги по двое.

    Музыкальная пауза)

    3. Выполнение заданий на станциях.

    СТАНЦИЯ « ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ».

    «Стрельба по мишеням» метание гранаты во вражеские танки.

    2.СТАНЦИЯ «АРМЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА»

    Напротив, команды - гимнастический мат. На него ложится первый участник команды. По команде «Подъём» проползает дистанцию по мату на животе, проползает по тоннелю на четвереньках и бежит до гимнастической стенки перелезает через препятствие и возвращается на финиш.

    3. СТАНЦИЯ «СПАСАТЕЛЬНАЯ».

    Ведущий:

    Вы знаете, наверное, о том, что раненого бойца на поле боя никогда не бросают. С другом и беда не беда. Покажите нам, как вы сможете вынести бойца с поля боя.

    «Раненый боец»

    4 участника держат носилки с «бойцом». По команде участники берут носилки с «бойцом» и несут до пункта мед, помощи.

    Девочки оказывают помощь.

    Ведущий:

    Повязка с красным крестиком

    Да сумка полевая,

    Сестричка - санитарочка

    В бою бойцов спасает.

    Девочки-санитарки показывают свое умение накладывать повязки. (бинтование)

    4.СТАНЦИЯ « СВЯЗИСТЫ ».

    Связисты восстанавливают повреждённую связь с фронтом. Необходимо распутать перепутанные скакалки, только после этого загорается огонек на радиоточке.

    5 . СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ»

    Задача угадать знакомые мелодии или исполнить знакомую песню.

    6. СТАНЦИЯ «ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ»

    Штаб-Военные загадки.

    Подрасту, и вслед за братом
    Тоже буду я солдатом,
    Буду помогать ему
    Охранять свою …
    (Страну )

    Все он в один миг решает,
    Великий подвиг он совершает,
    Он за честь стоит горой.
    Кто он? Правильно.
    (Герой)

    Он готов в огонь и бой,
    Защищая нас с тобой.
    Он в дозор идёт и в град,
    Не покинет пост.
    (Солдат)

    Моряком ты можешь стать,
    Чтоб границу охранять
    И служить не на земле,
    А на военном …
    (Корабле)

    Кто, ребята, на границе

    Нашу землю стережет,

    Чтоб работать и учиться

    Мог спокойно наш народ?

    (Пограничник.)

    Он на войне как воздух нужен,

    Когда пускают едкий газ.

    И пусть ответ наш будет дружен:

    Да это же...

    (Противогаз.)

    Машина эта непростая,

    Машина эта — боевая!

    Как трактор, только с «хоботком» -

    Всем «прикурить» даёт кругом.

    (Танк)

    Самолёт стоит на взлёте,

    Я готов уж быть в полёте.

    Жду заветный тот приказ,

    Защищать, чтоб с неба вас!

    (Военный лётчик)

    Говорят, что я ручная.

    Почему — сама не знаю:

    У меня характер колкий,

    Помнит враг мои осколки.

    (Граната)

    ШТАБ

    Команды приходят к финишу. Командиры собираются в Штабе, сдают рапорт о выполнении заданий. Собирают карту.

    Общее построение команд под марш. Под музыку «Мир. Труд. Май» дети танцуют танец - ФЛЕШ-МОБ.

    Подведение итогов. (Главнокомандующий показывает эмблему «Юнармейцев». Командир юнармейцев объясняет, что обозначает эмблема Юнармии)

    Юнармеец: Вот и подошла к концу наша игра «Зарница». С задачей игры все ребята справились отлично. Вы показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой. За проявленные ловкость, смелость, взаимовыручку, дружбу команды награждаются подарками.

    (вручают детям подарки)

    Ведущий: По дороге, громыхая,

    Едет кухня полковая

    Повар в белом колпаке

    С поварешкою в руке

    Он везет обед шикарный

    Суп с трубою самоварной.

    Ведущий: Все участники игры, гости приглашаются отведать солдатскую кашу в «Полевую кухню».

    (угощают детей и гостей кашей, чаем)

    Детям раздают солдатскую кашу

    Под музыку «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л.Ошанина уходят на прогулочные участки.

    Маршрутный лист

    ОТРЯД «_____________________» группа №__

    № СТАНЦИИ

    НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ

    АРМЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА

    СПАСАТЕЛЬНАЯ

    ОГНЕВОЙ РУБЕЖ

    МУЗЫКАЛЬНАЯ

    СВЯЗИСТЫ

    ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ

    Маршрутный лист

    ОТРЯД «_______________________» группа № ___

    № СТАНЦИИ

    НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ

    ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ

    МУЗЫКАЛЬНАЯ

    СВЯЗИСТЫ

    АРМЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА

    СПАСАТЕЛЬНАЯ

    ОГНЕВОЙ РУБЕЖ

    Методическая разработка

    военно-спортивной игры «Патриот»

    Цель:

    Способствовать воспитанию коллективизма, патриотического отношения к своей Родине.

    Задачи:

    1. Воспитание учащихся на героическом прошлом нашей Родины в

    Ходе встречи с ветераном Великой Отечественной войны и участником боевых действий в Афганистане.

    1. Пропаганда славных боевых традиций русского народа через

    Организацию викторины с вопросами по данной тематике.

    1. Выработка умения проявлять себя, правильно действовать в критических нестандартных ситуациях через реализацию практических заданий.

    Сроки и место проведения:

    • 20 февраля 2013 г. Начало в 10 ч 00 мин.
    • Спортивная площадка и территория школы.

    В случае плохой погоды, игра проводится в здании школы.

    Руководство проведения:

    1. Общее руководство возлагается на зам. директора по УВР.
    2. Судейская бригада: учителя-предметники МОУ “ООШ №3”

    Участники соревнований:

    1. Учащиеся 5-9 классов

    Награждение:

    • Победители и участники – дипломы и грамоты.

    Программа мероприятия:

    • Торжественное открытие военно-спортивной игры «Патриот».

    (Спортивный зал школы)

    • Прохождение КП участниками игры.
    • Подведение итогов и награждение победителей и призеров.

    Условия проведения игры и определение победителей и призеров:

    На открытие игры классы-взводы получают пакеты с картой прохождения маршрута и указанием очередности прохождения этапов. Каждый взвод направляется на свой этап. Игра начинается по звонку. После выполнения задания (не более 10 минут) взвод передвигается на следующий этап (по круговой системе). На каждом этапе взвод зарабатывает баллы, которые заносятся в “карту маршрута”. По окончании игры баллы суммируются. Взвод, набравший большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней. На каждом этапе взвод может получить дополнительные баллы.

    Ход мероприятия:

    Общее построение в спортивном зале. У каждого класса отличительные знаки в виде погон, раскраски, эмблем и т.д..

    Под фон тихой военной песни.

    1 чтец:

    Армия-символ Свободы,
    Армия- Меч боевой,
    Дочь трудового народа,
    Щит от напасти живой.

    2 чтец:

    Армии собственной воин,
    Что был, и что будет, и есть,
    Он уваженья достоин
    В битве за правду и честь!

    Ведущий:

    Дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами для проведения военно-спортивной игры “Патриот ”, которая посвящается Дню защитника Отечества.

    Сегодня вы не просто ученики, сегодня вы - юные солдаты, вы не просто класс, вы - взвод.

    Взводы “Равняйсь”. “Смирно”. Командирам взводов сдать рапорты о готовности к игре.

    Взвод! Равняйсь! Смирно! Товарищ главнокомандующий игры, взвод ____ класса к игре «Патриот» готов.

    Разрешите встать в строй!

    (при этом главнокомандующий отдает пакет с картой прохождения маршрута)

    Встать в строй разрешаю!

    • Взвод, вольно!

    Ведущий:

    Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
    А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем Защитника Отечества.
    Военно-спортивную игру “Патриот ” считать открытой!

    Слово предоставляется ветерану войны Маринину Виктору Алексеевичу.

    Слово предоставляется участнику боевых действий в Афганистане Егорову Вячеславу Владимировичу.

    Под фон военной песни.

    1 чтец:

    Поклонимся великим тем годам,
    Всем нашим командирам и бойцам,
    Всем маршалам страны и рядовым,
    Поклонимся всем мертвым и живым,
    Всем тем, кого забывать нельзя,
    Поклонимся, поклонимся друзья!

    Ведущий:

    В память о погибших в Великой Отечественной войне стоять “Смирно”.

    МИНУТА МОЛЧАНИЯ. “Вольно”.

    Ведущий: А теперь условия военно-спортивной игры “Патриот ”. Каждому взводу нужно найти и пройти 8-КП, которые находятся на территории школы или в здании школы. Командир взвода получил пакет с картой прохождения маршрута. На каждом КП вы будете находиться не более 10 мин и вам необходимо выполнить определенное задание как можно быстрее. Оно оценивается определённым количеством баллов, которые заносятся в “карту маршрута”. Выполнив его, вы получите дополнительные задания, а следовательно и дополнительные очки. Внимание названия КП.

    1. КП «Меткий стрелок»

    2. КП «Разведчики”.

    3. КП «Догони врага»

    4. КП «Остров сокровищ»

    5. КП «Шифровка»

    6. КП «Воинская смекалка»

    7. КП «Данные разведки»

    8. КП «Попади в цель»

    По окончании игры баллы суммируются. Взвод, набравший большее количество баллов, занимает I место. После прохождения всех КП общее построение на этом месте.

    Общее построение.

    Ведущий:

    Взводы “Равняйся”. “Смирно”. Равнения на середину. Объявление победителей. Победителям вручаются дипломы и грамоты.

    Этап «Меткий стрелок» - метание гранаты в цель.

    Инвентарь: гранаты учебные, мишень
    Место проведения:
    спортплощадка школы

    Задание : как можно точнее попасть в мишень с расстояния, определенного для каждой возрастной группы. При наличии свободного времени за дополнительные баллы можно ответить на вопросы по истории оружия.

    Этап «Разведчики”.

    Место проведения: спортплощадка

    Задание: Пройти цепочкой держась за плечи впереди идущего не расцепляясь, нога в ногу. При наличии времени вопросы по географии.

    Этап «Догони врага»

    Место проведения: спортплощадка школы

    Задание : кросс 3 круга на время, время засчитывается по последнему участнику. При наличии времени вопросы по олимпийскому движению.

    Этап «Остров сокровищ» - определение азимута и расстояния.

    Инвентарь: участок карты местности, карандаш, компас, лист бумаги
    Место проведения:
    спортплощадка школы

    Задание: командир взвода разбивает всех солдат на 3 группы: 1-я группа определяет азимут, 2-я – расстояние до дерева, 3-я – высоту дерева. Дополнительные вопросы по картографии.

    Этап «Шифровка»

    Инвентарь: листы с шифровкой, карандаш

    Место проведения: кабинет № 26 в школе

    Задание: по половинкам букв прочитать выражение, написанное на листе.

    Этап «Воинская смекалка»

    Инвентарь: погоны военнослужащих
    Место проведения:
    кабинет №24

    Задание: ответить на вопросы викторины. Для 5-7 кл. можно воспользоваться подсказками: (дается последняя, а затем первая буква слова, количество букв в слове).

    ВОПРОСЫ

    викторины на этапе «Воинская смекалка»

    1. Из чего состояло вооружение древнерусского воина? (лук со стрелами, копья, мечи, булавы, секиры, кольчуга, шлем, щиты)
    2. Назовите самую распространенную среди моряков одежду. (тельняшка)
    3. Выдающийся русский полководец 18 в.? (А.В.Суворов)
    4. Самое высокое звание, существовавшее в русской армии.(генералиссимус)
      5. На какие рода подразделяются войска российской армии?(ракетные, сухопутные, танковые, мотострелковые, артиллерия, воздушно-десантные, противовоздушной обороны)
    1. Кого называют отцом русской армии?(Петра 1)
    2. Вы знаете, что в военных кругах «отдать честь» - это значит выра-зить свое уважение к человеку, высшему по званию. Как это делают сейчас все знают. Покажите, как отдавали честь в 18 в.(снимали головной убор)
    1. Сколько битв проиграл А.В.Суворов?(ни одной)
    2. Как называют наступательное действие войск?(атака)
    3. Определите офицерские звания по погонам.
    4. Назовите первого героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.(Н.Гастелло)
    5. Назовите первых героев Советского Союза в мирное
      время.(М.Водопьянов, И.Каманин, А.Ляпидевский и др. челюскинцы)

    Этап «Данные разведки» - участвуют командиры взводов.

    Инвентарь: зубная щетка, мыло, расческа, 2 карандаша (красный,коричневый), зеркало, ластик, блокнот, 2 треугольника(разной формы), 2 юбилейные монеты.
    Место проведения: кабинет №19

    Задание: запомнить предметы, лежащие на столе, назвать предметы, которые лежали и которые появились вновь.

    Дополнительное.задание. Исправить ошибки в донесении.

    Этап «Попади в цель» - стрельба из пневматической винтовки.

    Инвентарь: пневматическая винтовка, пули, мишень
    Место проведения: спортзал школы

    Задание: принимают участие 5 человек из взвода (минимум – 2 девочки). При наличии времени стреляют учащиеся, которые не стреляли.

    Литература:

    1.Сборник стихов о войне.

    2. Сборник песен о войне.

    3. Методический журнал «Воспитание школьников» 2000-2006 г.

    4.Из опыта работы классного руководителя в 5-8 классах/

    авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель,2006.


    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...