Блоки дьенеша ударение. Логические блоки дьенеша

Валентина Розпутняя
Мастер-класс для педагогов «Блоки Дьенеша»

Мастер – класс

ТЕМА : «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер : Розпутняя Валентина Александровна

Место проведения :г. Кондопога МДОУ №20 «Колосок» корпус 9

Цель : повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи :

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша . Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша .

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности .

Оборудование и материалы : презентация, наборы блоков Дьенеша , сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша .

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша .

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш , всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» .

Дидактический набор «Логические блоки » состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) (покажите блок такого цвета , такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например : не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков , в своей работе я использую набор плоских фигур.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться , изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем : математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша .

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад» , «Автотрасса» , «Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж» , «Засели домики» ). («Дорожка» , «Найди пару» , «Поймай тройку» , «Домино» ).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не» , «и» , «или» , умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса» , «Построй дом» , «Раздели блоки » ).

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса» , еще одно название этой игры – «Построй дорожку» . В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса» .

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

В нашем детском саду работа с блоками ведется уже на протяжении 20 лет во всех возрастных группах, разработана система занятий с применением Логических блоков .

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают , что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания :

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру) ;

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету) ;

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру) . (играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые) .

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не» , «и» , «или» .

И сейчас я хочу познакомить вас с одной из игр, которая называется «Раздели блоки » . И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками , мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,

Хочу обратить ваше внимание,

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы : 1-сюжет (завязка,

второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками :

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов по-знания) : обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3- подведение итогов

Анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

Акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях) ;

Созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

14 СЛАЙД Игра «Раздели блоки-1 »

Цель : развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» .

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь) .

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме .

Когда дети научатся делить блоки между игрушками , играем в эту игру с обручем.

Например, блоки - это цветы , а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места : внутри обруча и за обручем.

Цель : развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» .

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок - «желтые» .

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне) .

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые) Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые) .

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило : если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре) ; можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.) .

Игра «Раздели Блоки – 3 »

Цель : развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» , доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блоки для строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков : 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так , чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие) Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие) Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков , которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети . Каждый раз указывается другое сочетание свойств - оснований разбиения блоков .

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца - все треугольные, у лисы - все маленькие, или у волка - все большие, у зайца - все синие, у лисы - все толстые; у волка - все желтые, у лисы - все красные, у зайца - все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки) окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами» .

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится : 1-е - внутри всех трех обручей, 2-е - внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е - внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е - внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е - внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е - внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е - внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е - вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым : засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами . Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем - все треугольные, на желтом - все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем - все большие, в желтом - все желтые и т. д.

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе ? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша –

универсальный дидактический материал.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш - венгерский теоретик и практик так называемой "новой математики" ("new mathematics"). Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

Золтан Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры , по мнению Дьенеша, - необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, " правила игры ". Это символизирует переход на вторую стадию . Как только становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил - важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах - то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.

Третья стадия - стадия сравнения . Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту же задачу то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". "Сердцевина" таких игр будет в таком случае очевидна, играющие со временем поймут, что то, чем и как играем в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у занималок похожая структура. Понимание это - непременный шаг на пути к понимаю абстракций.

На четвертой - репрезентативной стадии ученик понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя кстати приходятся разного рода диаграммы и таблицы , помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической . На ней ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.

И, наконец , шестая стадия формализации длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определенные правила, которые позволят сделать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие - выводы к которым мы пришли, - ТЕОРЕМАМИ, и как, собственно, переходить от аксиом к теоремам .

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий. Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные. Логические блоки представляют собой эталоны форм и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др .) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования. А так же логические операции: "не", "и", "или" . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме . С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей

детей. Например: несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету

(два свойства) и т.д.

В играх можно пользоваться плоскими логическими фигурами, но их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.

Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть.

Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

Для развития действий классификации и обобщения,

Для развития способностей к логическим действиям и операциям.

Все игры, за исключением четвертой группы, не адресуются какому-либо конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии. Поэтому, прежде, чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одну - две игры. Если он не справился с заданием, предложите более простые и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение будет той ступенькой, от которой следует начинать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, предложите ему игры следующей группы сложности. Но делать это можно только в том случае. если ребенок "вырос" из предыдущих, т.е. когда они для ребенка не составляют для труда. Если передержать ребенка на определенной ступени или преждевременно дать более сложные задания, интерес к занятиям исчезнет.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того, что бы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра содержит несколько игровых и практических задач. Например: проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку, помочь Буратино найти только красные фигуры (конфетки, печенюшки…), положи для бабушки Красной Шапочки в корзинку только большие пирожки и т.д.

Надо всегда помнить, что интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить, что взрослый должен быть равноправным участником игр. Ни в коем случае не спешите указывать детям на их ошибки. Дайте ребенку время подумать и найти правильное решение.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно познакомится с блоками: рассмотрит их, обследует, использует по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание ребенка на термине «блок» не имеет смысла, проще пользоваться словом «фигура».

Затем начинаются игры на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В играх на группирование дети разбивают множества по какому-либо одному признаку (по размеру или толщине и т.д.) на группы.

Постепенно усложняя задачи, надо дойти до игр на группирование по наличию/отсутствию трех-четырех свойств.

Примерные логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

1. Давайте познакомимся!

В гости к детям пришли блоки и называют свои «имена» (свойства). (Не подходит для знакомства с младшими дошкольниками, т.к. вызовет затруднения)

2.Что изменилось?

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

3. Волшебный мешочек.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Что лишнее?

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

5. Найди такие же (не такие).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

6.Игра с кругом. Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

7.Покажи «не». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

8. Строим дорожки и цепочки.

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выкладываем дорожку по заданным условиям

(по схеме).

9. Найди пару. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

10. Найди клад.

Выкладываем перед ребенком несколько блоков и незаметно под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, маленькую картинку). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под желтым блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку или мешочек одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

11.Посели жильцов в домики

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

12.Домино.

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

13.Составь картинку.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

14.Уберем кубики.

Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

15. Группы.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

16. Угости игрушку . Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п. «Например: медвежонок любит синие печенюшки (кусочки колбаски…), а зайчик красные. Положи медвежонку печенье в красную тарелочку, а зайке в желтую.

17.Домики. Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Варианты: Поселите жильцов(например: инопланетян, которые прилетели на ракете) в домики, которые построили: Пятачок, Лиса и Заяц и т.д.

18.«Найди домик для игрушки». У дорожек, ведущих к домикам, лежат кодовые карточки с обозначением свойств (н-р: большой - маленький). Можно использовать готовые схемы разного уровня сложности. Дети расселяют блоки в соответствии с заданными свойствами.

Варианты игры: группирование по цвету, по толщине, форме.

Далее можно вводить игры на группирование по одному признаку с отрицанием. Лучше начинать с альтернативных свойств: большой-маленький (большой – не большой), толстый-тонкий (толстый – не толстый).

По аналогии можно организовать игру «Поставь машины в гаражи», «Отвези грузы на стройку» и т.д., добавив заданные условия для определенных машин, грузов.

19.Угадай-ка. Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

20.Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям . Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру. (Кубики есть в наборе «Давайте поиграем»)

Сейчас издается достаточное количество иллюстрированных пособий на разный возраст для игр с блоками Дьенеша, которые помогут воспитателям и родителям организовать и разнообразить игровой процесс.

Родителям следует помнить, что если у Вашего ребенка что-то не получается или он не понял задания, ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сердиться на него. Тогда занятия принесут больше вреда, чем пользы!

Не относитесь к игре с ребенком, как к тяжелой обязанности! Пусть лучше игра будет короче, но принесет радость открытий вам и вашему ребенку. Игра должна быть желанной «конфетой» для малыша. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте разных детей. Сравнивать можно только успехи своего ребенка. Будьте доброжелательны и терпеливы. И тогда ребенок сам попросит: «Давайте поиграем!»


Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша . Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня .

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.


Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Ольга Рыболовлева

Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. Безусловно, желание каждой мамы, чтобы ее ребенок хорошо учился в школе, а также освоил такой непростой предмет, как математика. В этой статье мы разберем, что такое авторская методика изучения математических понятий Зелтана Дьенеша, ее плюсы и минусы.

О Золтане Дьенеше

Пал Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по ранему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.

Уже в 23 года Золтан Дьенеш защитил докторскую степень по математике, после чего продолжил свое образование. Чтобы понять, как при решении математических заданий проходят мыслительные процессы, он параллельно изучал психо-математику.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Авторская теория Золтана Дьенеша

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий:

Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Заметка: Может показаться, что данная теория изучения математики Дьенеша очень сложна для восприятия ребенка. Но не забывайте: Золтан Дьенеш разработал данную методику для детей младшего возраста, с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Ваша главная задача – понять особенности методики, знать, как правильно применять наглядные пособия и, конечно же, запастись терпением!

Логические блоки Золтана Дьенеша

С помощью логических блогов Золтана Дьеныша можно обучать детей математике в игровой форме. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

— цветом (синие, желтые, красные);

— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);

— толщиной (тонкие и толстые);

— размером (маленькие и большие).

В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша

Прежде чем начать игру с блогами, Золтан Дьенеш рекомендует дать ребенку возможность ознакомиться с набором. Пусть он подержит фигуры в руке, ощутит на ощупь и поиграет с ними. Только спустя какое-то время можно предложить малышу выполнить простое задание. Например, попросите ребенка отобрать фигурки определенного цвета или распределить их по размерам.

Разработанные Золтаном Дьенешем логические игры отлично помогают развить у малышей способность ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Перед началом игры объясните малышу, что значит «внутри» или «снаружи». Используйте для этой цели два обруча, отличающихся цветом. Их необходимо поместить на твердую поверхность, желательно на пол.

Примеры игр:

1. Используя два обруча различных цветов, расположите их так, чтобы у них была общая часть после пересечения. Предложите малышу становиться то в одну, то в другую часть обруча, проговаривая где он находится: внутри или снаружи обруча.

2. Пусть ребенок расположит логические блоки внутри обручей. Например, внутри одного обруча поместить блоки определенного цвета, а внутри другого – определенной формы.

3. Предложите малышу положить внутрь обруча блоки, например, только красного цвета, а снаружи блоки остальных цветов. А потом пусть сам ребенок скажет вам, какого цвета блоки снаружи обруча, а какие внутри. Лучше, если ребенок выберет сам основной цвет блоков.

В чем есть преимущества системы Дьенеша?

Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, танцев и песен. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях, таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.

Недостатки системы Дьенеша

Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:

Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.

Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.

Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.

В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Подводя итог, хочется отметить, что большая часть методик раннего развития предоставляет ребенку только общее понятие о математике. В основном, они ограничиваются навыками устного счета и решениями простеньких примеров и задач. В результате таких занятий у детей складывается впечатление, что математика – скучный предмет, далекий от творчества, не дающий возможность проявить фантазию. Однако обратившись к методике Золтана Дьенеша, вы убедитесь, что ваш ребенок увидит математику «другими глазами».

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "


Материал:
. "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
. дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
. набор блоков
Цель игры:
. развитие умения анализировать форму предметов
. развитие умения сравнивать по их свойствам
. развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
. развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
. развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи :

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры : Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум - трем признакам: цвету, форме; цвету - форме - размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому - либо признаку. В этом случае игра заканчивается - «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи : Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра « На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой - маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

    Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

    Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

    Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

    Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:

    Упражнять детей в группировке геометрических фигур

    Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

У Буратино оказались все синие квадраты

Чтобы Карандашу достались все желтые

Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи : Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал : Набор блоков.

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур - 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок - большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок - большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Дидактическая игра «Космический корабль»
Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Игра «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон - информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Дидактическая игра «Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 - с обычным кодом, 1 - с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая - блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...