Длинные нарды и короткие в чем разница. Игры-протипы современных нардов

Нарды - древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Cамая древняя из досок для игры в нарды была обнаружена в Малой Азии и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Игра нарды уже была популярна среди фараонов - подтверждением тому служит комплект для игры нарды, найденный в гробнице Тутанхамона.

Одним из наиболее древних предков является игра называвшаяся "Сенет", пришедшая из Египта (примерно 3000 лет до н.э.). В эту игру играли на доске 3х10, 3х12 и 3х6 квадратов. Нет ничего общего с правилами нард, но это была гипотетически азартная игра с перемещением фишек (обычно сделанных из камня) двигающихся в противоположных направлениях. Движение фишек было в соответствии с бросками кубика изготовленного из кости или керамики. В архиологических исследованиях кубики обычно находили вместе с характерными игровыми досками.
Римская игра Ludus Duodecim Scriptorum наиболее вероятно произошла от Сенета. С латинского переводится как "Игра с 12 линиями на доске". У нее были 3 ряда по 12 "точек" и играли с тремя 6-гранными кубиками. В 500-х годах нашего века один из кубиков убрали из игры. Позднее, в первом тысячелетии, игру стали называть "табула". Название означало "стол" или "доска", т.к. игралась на специальной доске. Император Клаудиус очень любил эту игру - она даже была прикреплена к его колеснице.
Игра Табула была очень похожа на современные нарды в том, что использовалась та же доска с 15 пунктами у каждого игрока и цель игры была как можно быстрее снять все свои 15 шашек с доски. Отличие заключалось в том, что игра начиналась с пустой доски и необходимо было сначала с бросками кубиков ввести свои шашки в игру. К тому же, вместо 2х использовалось 3 кубика. И наконец оба игрока вносили шашки с одной и той же половины доски и двигались по ней в одинаковом направлении против часовой стрелки.

Игра была привезена в Англию после нашествий в первом веке н.э. Игру назвали "Доски" (Tables) и правила стали еще более похожи на современные. В средние века игра сохранилась и приобрела вид азартной игры для верхних классов. На некоторое время игра даже попала под запрет в Англии из-за того, что была признана азартной. Наиболее часто в нее играли в тавернах. Впервые название "Нарды" встречается в 1645 году. Скорее всего имя получилось из старого английского слова "gam" означавшего "игра" и "back" ("назад"). Вместе это видимо означало "игра где вы можете ходить назад" и имело отношение в блоту который отправлялся назад на бар.

В 1743 Edmund Hoyle предложил первые официальные правила игры в нарды. Куб давэ (удваивающий ставку) был введен в Нью Йорке в 1920 неизвестным человеком. Задумка была в ускорении увеличения ставок азартной игры. Куб давэ стал излюбленным приемом для профессионалов, которые могли заранее определить шансы на победу в игре.
Сейчас проводятся турниры по нардам в США и Европе. Первый мировой турнир по нардам проводился в Бермудах в 1960 году. Турнир был организован и проходил при поддержке Принца Alexis Obelensky (Oby). Бермуды остаются популярным центром культуры нард.

Термины
Голова - этим термином обозначается одна четвертая доски, на которой расположены шашки игрока в самом начале игры.
Дом - так обозначается та четверть доски, куда игрок должен привести шашки, чтобы затем их вывести из игры.
Бар - так обозначается планка между двумя полотнами игральной доски, на которую собирают выбитые шашки.
Выбрасывать - делать определенные ходы, чтобы шашки оказались за пределами игровой доски.
Блот - так называется пункт, который занят только одной шашкой.
Якорь - таким термином обозначается пункт, занятый двумя и более шашками.
Тас - этим словом обозначается матч, чаще применяется к игре до 3-х набранных очков.
Даве - обозначает удвоение ставок при игре на деньги (ставку). Перед каждым ходом у игроков есть возможность предложить удвоить ставки, сказав заветное «Даве». Соперник может «Даве» принять, а может отказаться и проиграть партию и одно очко. Игрок, который принял «Даве», получает Бивер, о нем речь пойдет ниже, и с этого момента у него появляется исключительное право удвоения ставок.
Басе - так называется встречное удвоение ставок в рамках одной игры. «Басе» также можно принять или отклонить. Если игрок «басе» принимает, то к нему переходит «бивер» и игра продолжается. Если же соперник не принимает «басе», ему засчитывается поражение.
Бивер - это термин, который обозначает удвоение ставок при использовании «Даве» или «басе».
Кестум - сигнальное слово, которое необходимо использовать для остановки или аннулирования броска. Необходимо успеть произнести это слово до того, как игральные кости остановили свое движение.
Дубль, паш, гош или куш - все эти термины обозначают выпавшее на игральных костях одинаковое количество точек.
Поправляю - предупредительное слово, которое необходимо произнести, если игрок собирается только подправить положение шашки, но не совершать ход.
Оин - партия в нарды, которая закончилась со счетом 0-1.
Марс - правила гласят, что если проигрывающий соперник снял хоть одну шашку, то он проиграл с тем количеством очков, которые стояли на кону. А вот если не удалось выбросить ни одной шашки, тогда он получает проигрыш «марсом» и теряет в два раза больше очков, чем мог бы при обычном проигрыше.
Кокс - термин, который обозначает следующее положение дел: проигрывающий соперник не только не смог выбросить ни одной шашки, но и оставил одну или более на «баре» или в «доме» противника. В этом случае он проигрывает «коксом» и теряет число очков, в три раза превышающее обычное.
Правило Якоби - это правило, которое служит для ускорения игры, так как призвано исключить ситуации, в которых бы «Даве» не объявлялось.
Правило Кроуфорда - по этому правилу, если в цикле игр одному из соперников до победы не хватает одного очка, то в следующей игре ему будет не доступен «бивер».
Зары - таким термином называются игральные кубики, кости.

Чтобы понять основную цель игры в нарды, нужно познакомиться с игровым полем. Оно имеет прямоугольную форму и разделено на две части. На каждой из них – по 12 пунктов, всего их 24. Они представляют собой треугольники, вытянутые от краев к середине доски, и имеют собственные номера – для каждого игрока свои – от 1 до 24.

Поле для нард

Чтобы играть в нарды, нужно осознать, что то, что для одной стороны будет цифрой 24, для другой окажется единицей, и наоборот. Это касается всех пунктов. Каждый игрок имеет по 15 одноцветных шашек, его задача – пройти ими по доске полный круг, выйдя из «дома» и, вернувшись в него обратно, вывести шашки за пределы поля. «Дом» – это шесть подряд идущих пунктов в одном из углов поля, начальная позиция двух соперников. В игре большая роль отводится случайности, так как обе стороны пользуются парой игровых костей. Существует множество всевозможных разновидностей нардов, однако мировое признание получили только две из них, а именно длинные и короткие. Для обоих видов правила, как играть в нарды, разнятся.

Как делать ход

В любом случае, право первого хода определяется путем бросания одного игрального кубика. Тот из участников, у кого выпало большее число очков, приступает к игре первым, а далее ходят уже в порядке очереди. На сколько пунктов надобно переместить шашку, обуславливается количеством выпавших на двух костях очков. Противники двигают свои фигуры друг другунавстречу, от 1 до 24 пункта. В коротких нардах разрешается не только помещать шашки на незанятые пункты, но и выбивать одиночно стоящие фигуры оппонента, а в длинных – нет. Ставить фигуру на пункт или выбивать шашку соперника нельзя, если на позиции стоит сразу несколько его фигур. Допустимо снимать только одну шашку и только из головы за один ход. Хорошо помогает обучаться играть в нарды видео, выложенное в свободном доступе в сети: можно на наглядном примере узнать о правилах игры.

Когда игрок двигает одну фигуру, требуется, чтобы хотя бы один из промежуточных пунктов между прежним ее местоположением и новым был свободен. Сбитая шашка помещается в «бар» – на линию, проходящую через центр доски. Перед тем, как двигать фигуры, надлежит вернуть обратно на поле все выбитые шашки, и расположить их в «доме» конкурента в соответствии с выпавшими на костях очками. В это время разрешается выбивать фигуры соперника.

Победа в нардах

Любой, кто умеет правильно играть в нарды, знает, что тот, кто снимет с доски все свои шашки, предварительно приведя их в чужой «дом», и становится победителем. Выбрасывать фигуры разрешается только тогда, когда они все в «доме». Если в момент их выбрасывания оппонент выбил с поля, хотя бы одну фигуру, ее нужно возвратить в «дом». До того, пока этого не случится, снимать фигуры нельзя, однако игрок может перемещать шашки внутри «дома».

Как упоминалось, большое значение в нардах отводится игральным кубикам. Так, количество пунктов, на которые требуется подвинуть фигуру во время первого хода, определяется очками, выпавшими сразу на обеих костях во время жеребьевки. Чтобы научиться играть в нарды, нужно понять, что непосредственно во время игры соперники по очереди бросают кубики, и ходят на количество пунктов, равное выпавшим на костях очкам. Возможен «куш» или «дубль» – на обоих выброшенных кубиках выпали одинаковые числа. Тогда очки удваиваются, а игрок получает право передвинуть одновременно 4 фигуры за ход. Если выпавшее число больше, чем расстояние от дальней фигуры до края доски, а все шашки – в «доме», с поля снимается самая отдаленная шашка. В той ситуации, когда во время хода есть только один вариант перемещения, позволительно передвинуть фигуру на большее количество пунктов, чем досталось очков. Если имеется несколько альтернативных ходов, лучше выбрать тот, на который нужно затратить две кости, а не одну. Когда шашки вообще невозможно двигать, ход приходится пропускать.

В чем разница между длинными и короткими нардами?

Правила игры в нарды длинные отличаются от вышеназванных только тем, что в них воспрещено выбивать фигуры противника. Кроме того, «дом» белых – пункты под номерами 13 и 18, а «черных» – 1 и 6. Также разница состоит в том, что в длинных нардах оба игрока двигают фигуры против часовой стрелки, то есть, не навстречу один другому, а друг за другом. Одно из правил гласит, что перед шашками оппонента ни в коем случае нельзя выстраивать непроходимый заслон. Снимать шашки с доски позволительно по выпавшим очкам: фигура выводится с того поля, чьему номеру соответствует количество набранных очков. В коротких нардах стартовая позиция сложнее. «Дом» игрока и «двор» игрока – позиции 6 и 1, 12 и 7 соответственно, «дом» и «двор» неприятеля – 19 и 24, 13 и18. Перед тем, как играть в нарды короткие, надобно расположить фигуры в верном порядке: по две – на позициях 1 и 2, и по четыре – на 12 и 19, и три – на пункте 17. То же, с учетом обратной нумерации, касается и оппонента.

Помимо длинных и коротких, существуют другие разновидности нардов, среди которых выделяются короткие кавказские. Их правила ничем не отличаются от принятых, однако шашки противника нельзя сбивать в своем «доме». Когда игра проводится со ставками, ее условия оговариваются в отдельном порядке между сторонами. Иногда используют так называемый «куб удвоения», который помогает вести учет роста ставок. Кроме того, во время «дубля» ставки поднимаются в два раза. При желании, можно оговорить с оппонентом максимальное количество «дублей» за партию.

Нарды – это увлекательная настольная игра, которая получила большое распространение в наши дни благодаря развитию Интернета. Например, играть нарды короткие можно сегодня онлайн с множеством различных соперников со всего мира. Нужно только скачать игру на свой компьютер. История игры в нарды началась более пяти тысяч лет назад. С тех пор правила игры претерпели множество модификаций, последняя из которых, принятая в начале 18 века, используется и посей день. Нарды – это логическая игра. Здесь всегда выигрывает более сильный соперник, не полагающийся на везение.

Существует несколько разновидностей игры в нарды, среди которых наиболее известными являются длинные и короткие нарды. Основные правила этих двух вариантов одни и те же, однако имеется несколько отличий в нюансах самой игры. В Интернете на сегодняшний день имеется большое количество сайтов, где можно ознакомиться с основными правилами игры, совершенствовать свою стратегию и получить определенные навыки. Играть в нарды можно и на реальные деньги. Здесь тоже существует хорошо отработанная система получения выигрыша, которая базируется на стандартных правилах начисления. Это добавляет онлайн игре определенного азарта и адреналина.

Короткие нарды пользуются небывалой популярностью в последнее время в США и странах Европы, в то время как длинные нарды – это настольная игровая стратегия, которая получила свое развитие в русскоязычных странах СНГ. Основным отличием является то, что в длинных нардах все шашки должны передвигаться против часовой стрелки, чтобы очутиться в своем «доме». В коротких нардах черные шашки перемещаются по часовой стрелке, а белые – против нее.

Следующим немаловажным отличием является то, что в длинных нардах не существует битых шашек, а, следовательно, нет и бара (так называется то место, где располагаются битые шашки) . В коротких нардах, в отличие от длинных, игрок, который перемещает свою шашку туда, где находится хотя бы одна шашка противника (блот) , теряет ее. Она называется битой, и игрок, который имеет такие шашки, должен сначала выставить их из бара, а уж потом он может продолжать движение по доске. В длинных нардах также нельзя, соответственно, занимать те позиции, где находится хотя бы одна шашка противника, в то время как в коротких таким препятствием являются две или больше шашек. Поэтому в длинных нардах проще блокировать все шашки противника, выставляя подряд все шесть своих шашек.

Какую разновидность игры выбрать, решать самому игроку. Однако следует помнить, что суть игры остается одинаковой, а поэтому нужно включать логическое мышление и подходить к процессу творчески, а не надеяться на удачу.

Нарды - это древнейшая игра, которая зародилась на востоке более пяти тысяч лет назад. С тех пор популярность нард ничуть не уменьшилась - в эту игру активно играют по всему миру. Главная прелесть игры - простота правил, благодаря чему понять ее принцип может даже школьник. Битву устраивают на специальной доске, на каждой стороне которой по двенадцать ячеек. Главная цель игры - провести свои фишки через все игровое поле, вернуть их в свой «дом» и постепенно убрать из игры. Победителем считается игрок, который раньше противника вывел свои шашки из «дома».

Существует множество разновидностей этой забавы, но самыми популярными вариантами можно назвать длинные и короткие отличия которых состоят в правилах, расстановке шашек и во времени игры.

Длинные нарды и их особенности

В этой игре игроки размещают фишки в ряд в первой лунке со своей стороны. Затем определяют очередность хода, кидая жребий. Каждый ход начинается с броска двух шестигранных кубиков, которые и определяют, на какую дальность может передвинуть свои фишки игрок.

Главные особенности этой разновидности игры:

  1. Делая ход, игрок может занять свободную лунку или ячейку, в которой находится фишка его цвета.
  2. Занимать все шесть ячеек с одной стороны не разрешается, пока ни одной фишки противника нет в «доме»
  3. Начинать выкидывать фишки можно не раньше, чем все шашки будут проведены по всему игровому полю и вернутся в «дом».

Это стандартный, самый простой и потому более распространенный вариант игры. Любители такой забавы, споря о том, какие нарды лучше длинные или короткие, нередко отдают предпочтение именно первому варианту, так как эта разновидность игры легче для освоения.

Особенности игры в короткие нарды

Это более сложная разновидность древней восточной забавы, причем главное отличие длинных нард от коротких состоит не только в особенностях правил, но и в первоначальной расстановке шашек. Если в первом случае фишки стоят в один ряд в первой лунке, то в коротких нардах они в разных количествах расставляются по различным ячейкам. Классические правила предусматривают такую расстановку фишек в коротких нардах: в 24-ю лунку помещают две шашки, в 13-ю пять, в 8-ю три, а в 6-й располагается пять.

При игре в короткие нарды игрок может выбивать шашку соперника при условии, что она стоит одна в лунке. В этом случае выбитая шашка возвращается на исходную позицию. Главная прелесть коротких нард - это непредсказуемость каждой партии, так как ситуация может поменяться буквально на последних минутах игры.

Любители этой забавы, узнав, чем отличаются длинные нарды от коротких, смогут оценить особенности каждой игры и сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Сколько фишек в нардах. Отличия в правилах игры

Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут.

Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.

Короткие нарды или длинные?

Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности.

При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.

Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.

Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки).

Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.

Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.

В коротких нардах можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.

В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.

В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника.

Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 — на 8-й и 5 — на 6-й.

В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.

Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками.

Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.

Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек.

Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.

Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове».

Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.

Стратегии игры

Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы.

Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...