Игры развивающие координацию. Консультация "Игры и игровые упражнения на развитие координации движений"

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» ; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» .

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны. А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

Формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

Развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

Формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

Активизация речевых процессов;

Воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

Улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;

Повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

Формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

«СНЕЖОК»

«САД»

«ДЕРЕВО»

«ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

«ДОМ»

«ШОФЕР»

«МАШИНА»

«НОЖКИ»

«МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

«МЕДВЕЖАТА»

«МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

«ТУЧКА»

«СОЛНЫШКО»

«ЦЫПЛЯТА И КОТ»

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
  2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
  3. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
  4. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
  5. Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
  6. Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
  7. Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
  8. Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.

Великая ценность каждого человека - здоровье.

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно - временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Дети с тяжелыми нарушениями речи, часто ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическим нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которая предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.

В связи с этим важно уделить серьезное внимание закреплению у детей моторных навыков, чтобы они догнали своих сверстников по физическому развитию.

Планируя работу воспитатели должны знать реальность физических возможностей каждого ребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером - одно из самых любимых занятий дошкольников.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учиться целенаправленно катать мяч, ловить, бросать, сначала большой мяч, потом маленький), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно - воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут направлены на развитие ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятие математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и.т.д.). У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, надо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач - вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым компонентам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом стихотворений, потешек, речевок, словесного сопровождения подвижных игр.

Подвижные игры, развивающие речь и логическое мышление

Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг - «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

«Ах, как мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,

Развелось их - просто страсть, Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки -

Всюду лезут - вот напасть! Переловим всех сейчас!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местам.

Подвижная игра «Мороз - Красный нос»

Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий - «Мороз - Красный нос». Он останавливается в центре круга и произносит слова:

«Я - Мороз - Красный нос,

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После слов «мороз», дети разбегаются по залу, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой - «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий и до окончания игры стоят, не двигаясь.

Подвижная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:

Еле-еле, еле-еле Тише, тише, не спешите1

Закружились карусели, Карусель остановите!

А потом кругом, кругом, Раз-два, раз-два.

Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра!

«Парк аттракционов»

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствием с текстом.

Текст Движения

Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.

Завертелись карусели.

Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз, то вверх летели. другой приседает

А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаться:

Мы на лодочке плывем. вправо-влево, вперед-назад

Мы на берег выйдем с лодки,

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайка. Прыгают на двух ногах.

Игра «Тик-так»

Дети становятся в круг, они - «цифры».Выбирается водящий, он -«стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Текст Движения

Тик- так, тик-так. Ходьба на месте.

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо

Стрелка, стрелка покружись - Водящий вытягивает руку вперед.

Час который, покажи. Поворачивается на месте вокруг себя.

После слов «покажи»- останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» Водящий должен угадать имя ребенка.

Игра «Гусиная прогулка»

Дети - «гуси» выполняют движения в соответствии с текстом:

Текст Движения

Гуси- вид домашней птицы. В приседе ходьба

Ходят дружной вереницей друг за другом

Гуси, гуси! Произносят: га - га - га!

Хорошо вам? Отвечают: «Да- да- да».

Ну летите веселей, Бег, махая руками,

На лужочек поскорей. Как крыльями.

Гуси важно зашагали, Ходьба, руки за спину.

Травку быстро пощипали. Наклоны вперед- вниз.

Лапочки почистили. Поднимать колени.

Перышки стряхнули. Махи кистями рук.

Сделали все дела

И присели до утра Присесть на корточки.

Гуси - гуси! Отвечают: «Га -га - га!»

Хорошо вам? Отвечают: «Да - да - да!»

Ну летите все домой. Бег на скамейку.

Игры, упражнения, развивающие координацию движений и внимание

В играх этого типа дети невольно сосредотачивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость. Кроме того, дети накапливают двигательный опыт и постоянно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.

«Часики»

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

На сет «Раз» - дети наклоняют голову к правому плечу, на счет «два» - к левому плечу. Как часики - тик - так, тик - так.

«Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.

«Деревце»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На счет «раз - два» - все наклоняются вправо, на счет «три - четыре» - выпрямляются. Ветер подул сильнее, и деревце наклоняется чаще. На счет «раз» - вправо, на счет «два» - выпрямилось, на счет «три» - влево, на счет «четыре» - выпрямилось.

«У кого больше»

По всему залу произвольно разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. По сигналу (хлопок в ладоши, бубен) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Предметов должно быть больше, чем детей, в 3-4 раза.

В этой игре могут быть различные варианты:

а) собрать как можно больше любых предметов,

б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета,

в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета,

г) собрать как можно больше предметов парами, тройками (по цвету, форме).

«Найди свой кубик»

По залу в произвольном порядке разложены обручи, в котором из них стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не сталкиваясь, подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый в это время меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза, и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

«Змейка»

По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50см друг от друга. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задевать его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.

«Нитка с иголкой»

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему залу, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя воротики. После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачиваются вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

«Ров и река»

Дети строятся в колонне по одному. Справа от колонны «ров», слева «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через ров - перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров - справа» - дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбираться, подавая руку.

Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река - слева» - дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров. Ему подают руку и возвращается к товарищам.

«Не ошибись»

По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу ходят дети, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает первым и правильно.

Объяснение игр требует серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем предложить игру, надо заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. В старшем возрасте объясняется игра gеред началом игровых действий. Взрослый принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Реферат

На тему: «Подвижные игры для развития координационных способностей»

Выполнила:

Худяшова Александра 8-1 класс

Введение.

1. Понятие координационные способности

1.1 Задачи развития и средства воспитания координационных способностей при занятии спортом;

1.2 Двигательно-координационные способности спортсмена, их классификация;

1.3 Методы воспитания координационных способностей;

2. Виды подвижных игр, способствующие развитию координационных способностей:

«Рывок за мячом»;

«Догнать - обогнать»;

«Наступление»;

«Гонка с выбыванием»;

«Русская лапта»;

«Пионербол»;

«Пушбол»;

3. Заключение

Игры разные важны, игры разные нужны. Но с физической точки зрения наиболее важны игры подвижные, которые развивают координационные способности человека.

Координационные способности - это умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

1.1 Задачи развития и средства воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это сходные по координации упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях -- ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных * способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.

1.2 Двигательно-координационные способности спортсмена, их классификация.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа . Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа . Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, висят от способности удерживать устойчивое положение тела, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

1.3 Методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1.Обчение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.

2.Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

3.Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

4.Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения: 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Так же широкое использование получили эстафеты, включающие задания способствующие развитию координационных способностей.

Соревновательный метод подразумевает выполнение определенных действий в условиях максимально приближенных к соревновательным.

Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры. О том, сколько существует подвижных игр, вообще никто не знает. С моей точки зрения к играм развивающим координационные способности можно отнести: «рывок за мячом», «наступление», «гонка с выбыванием», «догнать-обогнать», «пионербол», «пятняшки» и еще многие др. Рассмотрим некоторые из них:

Рывок за мячом

Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Начинать бег можно с высокого или низкого старта(по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

Догнать-обогнать

Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача каждого - не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся 3 самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников - до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

Наступление

Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По указанию руководителя игроки одной команды принимают положение высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись Зв руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3 шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего «дома». Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных «наступление» ведет другая команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и объявляются лучшие спринтеры.

Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может салить любых игроков противоположной команды, но только до линии «дома».

Гонка с выбыванием

С помощью флажков размечается круг диаметром У-12 ми на нем проводится линия старта-финиша. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или 2 кругов) из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта.

Постепенно менее выносливые выбывают. Победителем объявляется тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. По усмотрению руководителя, участники могут бежать с набивным мячом, надевать пояса с отягощением, рюкзаки с грузом. Гонку можно проводить по прямой линии - туда и обратно. Участник, прибежавший к линии старта последним, выбывает из игры.

Русская лапта

На Руси издавна играли в лапту. «Эта народная игра»,-- отмечал большой любитель и знаток спорта писатель А. И. Куприн,-- одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...»

Есть различные варианты игры в лапту. Кстати сказать, знаменитый бейсбол, который приобрел огромную популярность в различных странах мира, как и крикет, особенно любимый в Англии, Австралии, Новой Зеландии и Канаде,-- игры «лаптового» типа.

Расскажем о так называемом спортивном варианте русской лапты. Площадка -- это прямоугольник длиной 60--80 и шириной 30--35 м. На одном конце -- так называемая линия «города», площадь подачи бьющего (справа и слева -- квадратики -- место для игрока, подбрасывающего мяч). На противоположной стороне площадки -- линия «дома».

Мяч для игры (его диаметр 6--7 см, вес 60--70 г) резиновый. Можно воспользоваться и теннисным мячом. Бита, или, как ее еще называют, лапта (отсюда и название игры), деревянная, ее длина не более 1,2 м, диаметр до 5 см.

Состязаются две команды, в каждой из них от 5 до 12 игроков. Но чаще всего их 6. По жребию одна из команд становится бьющей и занимает линию «города». Их соперники -- это водящие -- рассредоточиваются по всему полю.

Игра начинается с того, что бьющий становится в центр площади подачи. Партнер подбрасывает мяч, и бьющий сильно направляет его битой в поле. Можно даже за линию «дома», но не за боковую линию. Мяч летит, а бьющим стремительно мчится к линии «дома». Успеть добежать до этого рубежа, пока мяч не пойман соперниками, и вернуться в «город». Так, чтобы не осалили пойманным мячом. Успешная пробежка именуется полной и дает команде одно очко.

Каждая партия (а их обычно пять) продолжается до тех пор, пока бьющая команда не получит три штрафных очка (такие очки засчитываются за осаливание игроков бьющей команды), в ней не Останется ни одного игрока с правом на удар или же все игроки этой команды сделают полные пробежки.

Победителем объявляется команда, игроки которой за 60 мин матча сделают наибольшее количество полных успешных перебежек.

Пионербол.

В эту игру играют на волейбольной площадке, командами. Каждая команда состоит из 7-9 человек, которые располагаются на своих сторонах площадки в три ряда. У тех игроков, которые стоят во втором ряду, -- по мячу.

Правила игры Игра начинается по свистку судьи, и играющие перебрасывают мячи через сетку на площадку противника. Мячи, которые перелетели через сетку, ловят или поднимают, и стараются побыстрее перебросить на противоположную сторону.

В тот момент, когда на одной стороне площадки одновременно окажутся два мяча (в руках у игроков или на земле), судья останавливает игру и противник получает 1 очко. Команда получает 1 очко и в том случае, когда противник перебросит мяч под сеткой или пошлет его за пределы площадки. Игра продолжается или до 15 очков, или на время -- 5 минут каждый период. Третий период команды играют в том случае, если в первых двух победили разные команды.

В случае, когда мяч заденет сетку или играющий при подаче попадает в нее, подачу повторяют, но очков никто не получает.

Когда команда выигрывает очко, игроки меняются местами на своей половине площадки: первый ряд становится третьим, второй -- первым, третий -- вторым.

Эта игра получила свое название от английских слов «пути» и «бол», что означает «толкать мяч». Популярны два вида пушбола: игра в воздухе и на земле. В каждой команде -- от трех до пяти человек.

Правила игры. Шарик подбрасывают вверх в середине площадки. Играющие каждой команды, ударяя пальцами или ладонями по шару, не дают ему опуститься вниз на землю и заставляют его перелететь за лицевую линию на сторону противника. Команда за это получает очко, игра продолжается до 5 очков. Играя в пушбол, нельзя бегать с шаром в руках и упускать его за боковую линию. В этом случае шар передается игроку другой команды, который ударом ладони вводит его в игру.

спорт координация двигательный спортсмен

Заключение

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие координационных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.

Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания. В ходе исторического развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию личности.

Размещено на http://www.сайт/

Подобные документы

    Двигательно-координационные способности, основы и методика их воспитания. Задачи развития координационных способностей у детей школьного возраста. Необходимость разработки системы упражнений, направленных на развитие координационных способностей у детей.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Координационные способности и их виды. Особенности развития детей в возрасте 9-10 лет. Средства и методы развития координационных способностей школьников, их тестирование. Изучение уровня развития координационных способностей у детей школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво решать двигательные задачи. Особенности развития и средства воспитания координационных способностей. Тесты для определения уровня развития координации.

    лекция , добавлен 10.06.2011

    Характеристика координационных способностей детей с нарушением слуха. Подвижные игры как основное средство физического воспитания младших школьников, их влияние на развитие координационных способностей и мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей. Специфика их проявления в боксе. Средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных боксеров, построение учебно-тренировочного процесса.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Исследование значения координационных способностей для подготовки волейболистов. Определение уровня развития общих и специальных координационных способностей у волейболисток 11-12 лет. Подбор игр и эстафет для формирования координационных способностей.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2013

    Характеристика понятия координационных способностей. Рассмотрение подвижных игр как средства развития двигательных навыков. Разработка комплекса упражнений с учащимися среднего школьного возраста с направленных развитием координационных способностей.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Спортивная борьба как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений. Анализ роли координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Особенности воспитания координационных способностей средствами музыки.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2010

    Виды координационных способностей, средства и методы их развития. Приоритетные виды специфических КС для спортсменов-танцоров 7-9 лет. Разработка комплекса упражнений и игр для развития способности к согласованию, равновесию и темпо-ритма у детей.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста. Компенсаторно-координационный потенциал мини-футбола для развития двигательных способностей.

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Особенности детской координации

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат.

Знаете ли вы? Постоянные тренировки способствуют ускорению созревания нервных клеток мозжечка, именно поэтому самый развитый мозжечок имеют спортсмены, которые занимаются гимнастикой и фигурным катанием, а также танцоры балета.

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног.
Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.
Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:


Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:


Для детей 6-7 лет


Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:


Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Знаете ли вы? В далёкой Бразилии самым страшным наказанием для детей является запрет на игру в футбол.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:


Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование : шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование : 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты . Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование : 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант . 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант . Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание . Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...