Поддевка воина носящего рыцарские доспехи. Готический доспех

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

В середине XV века рыцари были уже с головы до ног закованы в латные доспехи, поэтому, даже упав с коня во время битвы, как правило, оставались невредимыми. Благодаря мастер-ству кузнецов-оружейников того времени латы стесняли движения не настолько, как можно по-думать сейчас, глядя на облачение рыцаря. Сочленения доспеха делались так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений. В Европе самым большим уважением пользовались оружейни-ки Северной Италии и Южной Германии, которые ставили на своих работах клейма с личными именами. Закопанный в броню О рыцаре, облаченном в полный лат-ный доспех, говорят, что он «закован в броню». Создается впечатление, что нужно несколько часов, чтобы надеть все эти латы. На самом же деле при по-мощи пары оруженосцев облачение за-нимало от 10 до 15 минут, так как опре-деленные части доспеха были уже соединены между собой. Недостаток лат был в том, что под палящим солн-цем в них было жарко и душно, и ры-царь в пылу битвы мог просто получить тепловой удар и потерять сознание. Облачение в доспех Сначала рыцарь надевал поддоспешник, кальсоны и рубашку, а затем шерстяные чулки. Обматывались колени, чтобы их не натирали латы. После этого надевался доспех, начиная с поножей. Этап 1 Оруженосец надевает наколенники и набедренники.

Этап 2 Надевается нагрудник, к которому крепится латная юбка, закрывающая верхнюю часть бедра. Затем наступает очередь лат для рук и плеч. Если рыцарь собирается сражаться верхом, на сабатоны крепятся шпоры.

Этап 3 В последнюю очередь надевают-ся шлем и латные перчатки.

Полный готический латный доспех, вид сзади Кольчужные вставки дублета, надевавшегося под доспех Для крепления кольчужных шоссов и частей доспехов к дублету, надевавшемуся под доспех, служили вощеные шнуры с метал-лическими наконечниками, похожие на шнурки для ботинок. Подмышки и внутреннюю поверхность руки защищали кольчужные вставки. Шею закрывала бармица. Сначала надевались латы для ног, а затем кольчужные шоссы или кольчужная юбка.

Полный готический латный доспех в профиль

Германский доспех 1530-х годов В XV-XVI веках в германских государствах и Австрии был создан особый тип тяжелого доспеха - прочный, богато украшенный и с приятно округлыми формами. Этот доспех был назван максимилиановским в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. По мерке Латный доспех весил примерно столько же, сколь-ко и кольчужный (около 25 килограммов - это меньше, чем весит в сумме боевая выкладка совре-менных пехотинцев), но его было легче носить, по-тому что вес распределялся по телу рыцаря более равномерно. Дорогие и качественные латные доспе-хи делались по индивидуальным меркам, поэтому идеально сидели на том, кто их носил. Все, кто не мог себе этого позволить, покупали готовые доспехи, ко-торые были дешевле. Декорированные доспехи Рыцари носили латные доспехи не только на поле брани. Специаль-ные доспехи делались для турниров, а пышно декорированные за-щитные наряды служили одновременно и символом статуса. Дорогие доспехи, украшенные золотом или серебром, стоили столько, сколь-ко простой солдат получал за десять лет. Начиная с XVII века эпоха боевых доспехов стала уходить в прошлое, но декорированные до-спехи продолжали демонстрировать положение и достаток своих владельцев еще долгие годы. Вопреки расхожему убеждению, рыцарь, оде-тый для битвы (но не в турнирном доспехе), был способен не только сесть на коня без посторон-ней помощи, но и бегать, и карабкаться по осад-ной лестнице. Некоторые рыцари даже в доспе-хах могли вскочить в седло без стремян.

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).

Известный реконструктор Sheid с большой теплотой отзывается об этом практичном наряде


Парадный дублет больше похож на гражданскую одежду


Гамбезон (от франц. gambeson или gambaison), он же обычная русская «стеганка» — это доспешная одежда из нескольких слоев плотной ткани. У этого термина существует довольно много значений, но для удобства мы будем придерживаться самых традиционных. В широком смысле, гамбезон — это поддоспешник или наддоспешник, а в более узком — стеганная/набивная/кожаная куртка, одеваемая под доспех или вместо него.

Существует несколько разновидностей подобной одежды:

Акетон — это куртка из нескольких слоев хлопковой или льняной материи, простеганных между собой. Иногда к нему пришивались кожаные шнуры для крепления лат. Дублет — кожаная или тканевая куртка, больше похожая на гражданскую одежду, чем на элемент военной униформы. Пурпуэн — тканевый поддоспешник с зауженной талией и раздутой грудью. Жак — многослойная тканевая куртка, которая использовалась как самостоятельный доспех для пехоты.


Серый гамбезон — армейская надежность и лаконичность

В чем же заключалось преимущество такого доспеха, спросите вы? На первый взгляд он проигрывает даже однослойной кольчуге, ведь лен и хлопок легко режутся даже обычными ножницами. Впрочем, не все так просто: толстый, в 5−6 слоев, гамбезон не только отлично сохранял тепло и служил гарантом того, что доспехи плотно прилегают к телу. Он и сам по себе был еще одним слоем дополнительной защиты, который часто играл немаловажную роль, останавливая острия мечей и копий в миллиметре от тела. Посудите сами: такая плотная ткань превосходно гасит силу удара, поэтому даже одетого в жак солдата проткнуть ножом или пикой было совсем непросто.

Еще один значительный плюс — мобильность. Из-за того, что тканевая или (реже) кожаная куртка почти не сковывала движения, боец зачастую получал огромное преимущество в скорости перед закованным в панцирь оппонентом. Как известно, именно скорость и маневренность были одними из основных факторов, обеспечивающих выживаемость в бою. Часто на гамбезон носили кольчугу: она весила мало, не натирала тело, к тому же ткань впитывала влагу и ржавчина — бич всех кольчуг номер один — не так быстро покрывала металл.

Гамбезон носили и на доспехах. Это, во‑первых, предохраняло их от прямых солнечных лучей и не позволяло металлу так быстро нагреваться, а во-вторых предохраняло дорогостоящую броню от царапин и даже более серьезных повреждений. В конце концов, распоротый гамбезон можно было просто зашить, в то время как полевой ремонт кольчуги или ламелляров часто оборачивался большой проблемой.



И, наконец, гамбезоны были стильными. Часто представители военных профессий носили их просто так, или же одевали «выходные» варианты курток, покрытые узорами и раскрашенные в яркие цвета. Поскольку сама конструкция этой одежды позволяла всячески модифицировать ее — отрезать рукава или делать их отстегивающимися, пришивать шнуры, пуговицы и застежки, делать разрезы спереди и сзади и т. д. , то гамбезон можно по праву считать частью средневекового костюма. «Популярная механика» надеется, что гамбезон когда-нибудь снова войдет в моду как практичный и надежный вариант осенней и зимней одежды.

В начале XV века - то есть когда отказались от верхней одежды и начали носить «белые», сверкавшие сталью доспехи - меч стали подвешивать к узкой перевязи, диагонально спускавшейся к левому бедру по стальной накидке (рис. 48). Позже, в этом же столетии меч стали подвешивать на ременных «петлях» к поясному ремню. Эти петли пристегивали или наматывали на ножны - одну около горловины ножен, а другую - на половине расстояния от горловины до противоположного конца. При таком способе ношения ножны оказывались под углом (иногда до сорока пяти градусов) к телу рыцаря, а не свисали вертикально, как это было принято приблизительно с 1350 года.

Наше обсуждение средневековых доспехов было бы неполным, если бы мы не сказали несколько слов о шпорах того времени; в конце концов, они играли исключительно важную роль не только в обыкновенной езде верхом, но и в том, как рыцарь носил доспехи, сидя в седле. Было два типа средневековых шпор - простые «шиловидные» шпоры и шпоры с колесиками. Первый тип был единственным, применявшимся до приблизительно 1270 года. Греческие и римские шпоры были очень малы, заканчивались длинными пирамидальными «шипами» и очень короткими плечами; каждое плечо заканчивалось кнопкой или заклепкой, к которой крепили ремень, который наматывали на ступню или прикрепляли к кожаной обуви. Такой тип шпоры использовали в Европе до VII–VIII веков, после чего плечи стали намного длиннее; теперь они охватывали всю пятку и шли вдоль боковых сторон стопы, заканчиваясь кпереди от лодыжек. В конце каждого плеча проделывали щель, в нее вставляли закреп, которым фиксировали ремень, пропускаемый под пяткой и над верхней частью стопы. К концу XII века плечи шпор стали делать фигурно изогнутыми, повторявшими очертания лодыжек (рис. 51 и 52). Тогда же ремни стали крепить к штифтам на нижней поверхности наружного плеча. Ремень затем пропускали под стопой, продевали в щель, проделанную в крае внутреннего плеча, проводили над верхней частью стопы и пристегивали к пряжке, расположенной на верхнем крае наружного плеча (рис. 53).

Колесико в шпоре впервые появляется в конце XIII века. Сначала колесико шпоры было мало, имело шесть зубцов и помещалось на конце короткой «шейки». К середине XIV века шейка стала длиннее, зубцы больше и более многочисленными; в некоторых случаях колесико шпоры стало походить на цветок маргаритки; очень популярными были колесики с большим (до 32) числом зубцов (рис. 54). В то же время шпоры крепили к металлическим поножам, а не к кольчужным чулкам - плечи соединялись над ахилловым сухожилием и расходились отсюда под более острым углом, чем ранние шпоры. Шейка шпоры стала еще длиннее к концу XIV века. Приблизительно к 1420 году средняя длина шейки шпоры достигала четырех дюймов, да и зубцы колесиков стали весьма длинными. Между 1415 и 1440 годами - за сравнительно короткий промежуток времени - плечи стали образовывать очень глубокую кривизну под лодыжками. Но после 1440 года мастера снова вернулись к шпорам старого стиля, хотя тем не менее шейка стала еще длиннее; например, к последней четверти этого века длина шейки достигала иногда 10 дюймов.

Когда люди видят такие длинные шпоры и острые шипы на колесиках, то многие восклицают: «Какие ужасные страдания терпели бедные лошади!» Но я полагаю, что такое сочувствие к многострадальным и, кстати, давно почившим животным в данном случае совершенно неуместно. Зубцы колесиков не могли проникнуть глубоко в кожу лошади, так как были слишком плотно насажены для этого на колесико. У лошади весьма толстая кожа, а к тому времени, когда появилась шпора с колесиками, большинство лошадей перед выездом покрывали полотняными попонами. Может быть, именно это и послужило причиной изобретения колесиков, хотя лично я считаю эту причину маловероятной. Исключительная длина шейки стала естественным результатом появления в XV веке конских доспехов; металлическая защита боков животного выступала над телом лошади так высоко, что обычной короткой шпорой до шкуры дотянуться было бы вообще невозможно. Честно говоря, мне кажется, что шиловидная шпора, которой ничто не мешало вонзаться в тело животного, была более жестоким элементом сбруи, чем зловеще выглядевшие шпоры с колесиками; а короткие европейские шиловидные шпоры были детской игрушкой, щекотавшей лошадь, по сравнению с узкими, длиной около двух дюймов, шиловидными шпорами средневековых арабских всадников.

Глава 5 КАК НОСИЛИ ДОСПЕХИ

Теперь, после того как мы бросили взгляд на то, как делали рыцарские доспехи в средневековой Европе и как развивалось это снаряжение, надо ознакомиться с тем, как его носили. Чтобы сделать это наглядно, давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Вернемся к нашему старому знакомому Кунцу Шотту фон Хеллингену, бургграфу Ротенбургскому, и посмотрим, как он пятьсот лет тому назад облачался в прекрасные доспехи, которые и сегодня выглядят так же, как в тот день, когда он в последний раз снял их.

Первое, что привлекает взгляд в покоях Шотта в Ротенбургском замке, - это длинный, установленный на козлах стол, на котором разложены сверкающие детали доспехов вместе с мечом, шпорами и короткой накидкой (табардом), украшенным гербом Шотта - четырехпольным щитом в серебряных и красных цветах. Представим себе, что в помещение входит сам Шотт, и небольшая, с голыми стенами комната внезапно оживает в присутствии этой энергичной личности. Шотту около тридцати пяти лет, это мощного сложения, высокий мужчина; его жесткое сильное лицо производит скорее отталкивающее впечатление, несмотря на открытый и смелый взгляд насмешливых и веселых глаз. Вид волос может очаровать: они длинные и свободно падают на плечи. Войдя, он убирает их под поддоспешную шапочку, похожую на сетку для волос. В 1500 году было модно носить длинные волосы, и диктовалось это не только модой, но и сугубо практическими соображениями: волосы, собранные под шапочкой, образуют толстую и упругую подушку, превосходное средство поглощать энергию ударов в дополнение к стеганой подкладке шлема. Представьте себе теперь молодого человека, одного из его слуг - оруженосцев, без помощи которого Шотт был бы не в состоянии облачиться в доспехи. В обязанности оруженосца входит чистка и смазывание доспехов и поддержание их в работоспособном состоянии.

Одежда, в которую облачен Шотт, говорит о том, что он готов облачиться в боевую сбрую. На нем рубаха с длинными рукавами, доходящая до бедер, длинные облегающие штаны и крепкие кожаные ботинки. В рукава рубахи и в области локтей вшиты куски кольчуги, штаны в области колен обернуты шерстяной тканью. Кроме того, на нем надеты кольчужные бриджи, похожие на современные купальные трусы. Глядя на эту одежду, невольно вспоминаешь описание XV века «How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote» («Как надо одеть в доспехи человека, чтобы ему было удобно сражаться пешим»). Описанное военное снаряжение равным образом подходит и для экипировки пешего воина, и для сражения верхом. Упомянутый трактат рассматривает доспехи, предназначенные для мирных поединков, дружеских спаррингов на площадках, или шанкло, представлявших собой огороженное пространство, напоминающее боксерский ринг, где соперники сражались пешими. Очень интересно взглянуть на это аутентичное описание доспехов, которое я приведу в переводе, подобном оригинальному варианту; его очень легко понять, а мне было бы жалко передавать его в современном написании. Вот часть трактата, где описана одежда, в которую облачен Шотт: «Не должно быть на нем рубахи, но дублет из прочного льна с шелковой подкладкой с многочисленными отверстиями. Дублет должен быть прочного тканья… и полосы кольчуги должны быть пришиты к дублету в рукавах и в проймах рукавов под ними. Толстые вощеные шнуры должны быть сплетены из тонких прочных нитей, из каких делают тетиву для арбалета. Их надо тщательно разделить и как следует сплести. Также следует их навощить, и тогда они не будут расщепляться и рваться. Также и пара штанов стеганых и пара коротких кусков из тонкой шерсти, чтобы обернуть вокруг колен под его поножи, чтобы те не терли кожу. Также и пара добротных и толстых шнуров…»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...