Ролевые игры на уроках истории. Использование элементов ролевой игры на уроках истории

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска

Использование игровых технологий на уроках в условиях

реализации ФГОС

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Материал разработала:

учитель высшей квалификационной категории Гайденкова З.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. Игра - дело серьезное .

2. Игровые технологии. Их место в активизации познавательной деятельности обучающихся.

3. Учитель - главный организатор игр в учебно – воспитательном процессе.

4. Ролевые игры на уроках истории.

3)Подготовка к ролевой игре.

4)Классификация ролевых игр.

4.1.Лучше начинать с самого простого вида игр - оживление картин.

4.2.Театрализованное представление с атрибутами костюмов и декораций.

4.3.Театрализованная игра, где тексты персонажей предлагается составить самим учащимся.

4.4.Проблемно - ролевая игра, где самостоятельная работа корректируется учителем во время игры.

4.5.Конкурсные игры, элементы импровизации.

4.6.Игра "Вопрос - ответ ".

4.7.Игра " Поиск ".

4.8.Игра "Дата ".

4.9.Интервью с историческими героями.

6. Использованная литература

1.Введение.

Игра дело серьезное.

Такой заголовок - не стилистический прием: игра действительно дело серьезное.

Если игры использовать только как средство увеселения, развлечения, разрядки и отдыха, то польза от них минимальная. «Важно осознать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра» - пишет М. Н. Скаткин.

В настоящее время в условиях реализации ФГОС главными задачами учителя является развитие у детей индивидуальных способностей , ключевых компетенций , умения видеть перспективу .

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью . Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

Игра - это оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение. Д.Б. Эльконин выделяет в игре 4 важных для учащихся функции:

l)средство развития мотивационно - потребностной сферы,

2)средство познания,

3)средство развития умственных действий,

4)средство развития произвольного поведения.

Главная роль игры - чтобы она помогла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существовавшие и существующие в жизни.

Следовательно, игра - это:

1) деятельность,

2)отсутствие принуждения,

3)бучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский.)

4)развитие способностей,

5) "учение с увлечением" (С.Л.Соловейчик).

2.Игровые технологии. Их место в активизации познавательной деятельности обучающихся.

«Вся жизнь ребенка - это игра. У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Часто мы, учителя, знаем, что игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, но забываем, что игра влияет на развитие интеллекта ребят школьного возраста» - писал А. С. Макаренко. И это не было простым призывом великого педагога. В практике людей, работавших с этим замечательным человеком, игра широко использовалась как могучее средство воздействия на детский коллектив. Игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями, помогала педагогам убегать от назойливой назидательности, создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

"Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван изменять» - утверждает А.С.Макаренко. Он всегда выступал против недооценки познавательного и воспитательного значения игры в жизни ребенка.

Познание мира в игре облекается в форму, не похожую на обычное обучение: здесь и фантазия, самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей сходства или различия между отдельными событиями.

Но самое важное это то, что не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, отбрасывать второстепенное, сопоставлять, оценивать.

А. С. Макаренко считал, что усилия, которые ребенок делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от его участников, принося им в то же время большое удовлетворение.

Игра является нетрадиционным методом обучения. В школе, особенно начальной, такой метод используется очень часто, и это нельзя назвать новым шагом в педагогике. Сегодня мы называем этот метод игровыми технологиями .

Понятие « игровые педагогические технологии » включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Любая игра на уроке – одно из средств воспитания, умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Цель применения игровых технологий обучения – это развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. Во всякой игре есть элемент неожиданности, соперничества, а выигрывать любят все. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго учебный материал. Игры способствуют созданию эмоционального настроя, улучшают работоспособность, способствуют формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся.

Принципы проведения игр .

Игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядности;

Игра не должна выпадать из общих целей урока, а должна содействовать их реализации;

Должно быть обязательное подведение итогов игры, выявление победителей.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний школьный возраст - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс школьной деятельности.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий в рамках ФГОС:

Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

3.Учитель - главный организатор игр в учебно – воспитательном процессе.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игры, о её положительном влиянии на коллектив учащихся, следует подчеркнуть в этом важную роль учителя. Без учителя, без его организации и поддержки даже самые интересные и несложные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми.

Учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником. Он должен положить начало творческой работе, умело ввести ребят в игру. Это не значит, конечно, что учитель "навязывает" свою игру вопреки желаниям детского коллектива.

Во время проведения игр иногда складываются такие обстоятельства, где без учителя просто не обойтись: он нужен во время возникающих споров, в его власти дать игре новый поворот, направить ее по новому руслу, усложнить, сделать еще более интересной, обратить внимание играющих на новые детали. "Он все знает!" говорят о таких учителях с восхищением ребята и стремятся быть похожими на него.

Таким образом, учителю истории необходимо не только руководить игрой, делать ее вместе с ребятами, помогать в выборе и подборе иллюстрации, костюмов, текстового материала, но и обязательно играть, быть участником игры.

4.Ролевые игры на уроках истории.

1)Методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках истории.

Формы игр достаточно разнообразны. В настоящее время, когда прилавки книжных магазинов переполнены различной методической литературой, учитель по-прежнему остается натурой творческой. Найдя что-то "новенькое", тут же начинает фантазировать, дополнять, изменять, "подгонять" под свою тему, свой класс и т.д. Мне хочется остановиться на одной из форм игры на уроках истории - это театрализованное представление или ролевая игра . К слову сказать, такая форма игры требует особой подготовки не только от учителя, но и от учащихся. Кроме того, проведение ролевых игр на уроках истории связаны и с определенными трудностями:

l)составление сценарий;

2)проведение репетиций;

3)наличие минимальных театральных атрибутов.

Что же такое театрализованное представление или ролевая игра? Это такая форма деятельности, при которой с помощью театральных средств происходит:

а) изучение программного материала

Театрализованное представление в 6 классе по теме: "Формирование средневековых городов. Городское ремесло", §13, п 4, с.106 - "Ученик «нанимается к мастеру»

Материал готовит учитель. Его содержание, примерно, следующее. К мастеру золотых дел нанимается мальчик. Золотых дел мастер, рассказывает о своем ремесле, обращает внимание, что его доходы выше, чем у других ремесленников, ювелиров, булочников, но и работа более кропотливая, сложная. Мастер предупреждает, что учиться придется 8 лет без перерыва. "Я буду кормить тебя эти 8 лет, - говорит мастер, - но ты не имеешь права заниматься ремеслом самостоятельно, без особого на то разрешения. Мальчик удивился такому положению дел. Тут в разговор вступает подмастерье. Он рассказывает о сложности получения знаний мастера, показывает мальчику шедевр «золотую чашу", которую изготовил он ·сам на свои деньги и должен представить совету старейшин. Если старейшины сочтут шедевр изготовленным по правилам, то общее собрание цеха решит, будет ли подмастерье мастером. Однако у него не хватает денег для завершения работы: ведь золото он должен достать сам. Но вот уже 3 года он работает подмастерьем и никак не может собрать нужную сумму.

Мастер продолжает свой рассказ: Несмотря на то, что он хозяин своей мастерской, он не имеет права нанимать более 2 подмастерьев и 2 учеников. Качество и форма изготовляемых изделий тоже проверяется советом старейшин. Совет старейшин следит даже за тем, чтобы освещение в мастерской гасло в определенное время: работать в сумерках нельзя, т. к., с одной стороны, это снижает качество работы, а с другой - все мастера, члены цеха, должны быть в одинаковых условиях, и никто не может производить изделий больше, чем другой.

Для более расширенного представления можно использовать следующую литературу: 1)Книга для чтения... с.91 -101. 2) Методическое пособие... с.96- 107.

б) закрепление программного материала

Театрализованное представления в 6 классе по теме: "Торговля в Средние века»" -§14, с.111 - "Ярмарки и банки".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал.

Содержание игры. Ярмарка. Несколько купцов со своим товаром из разных графств Франции ведут беседу о том, что они привезли на ярмарку и хотят продать. Здесь появляются купцы из других стран Востока, из Северной Европы. Они приехали закупить товар, но не могут, т. к. имеющиеся у них деньги здесь не идут в ход.

Между торговыми рядами стоят столики (2 - 3) где сидят менялы. У них очередь. Купцы из разных стран подают свои деньги, а менялы меняют за установленную плату на деньги, которые принимаются на ярмарке. Ярмарка шумит, народ веселится, одни продают, другие покупают. К вечеру все затихает. Народ расходится, разъезжается.

Здесь учащиеся могут проявить самостоятельность и к сценарию учителя добавить что - то свое. Но во время репетиций учитель должен сам все просмотреть, чтобы содержание игры соответствовало действительности.

в) обобщение программного материала

Театрализованное представление "Беседа двух туристов " по главе 4 "Древний Египет "- с. 65 (заключительный урок) (5кл.).

Цель: обобщить пройденный материм, опираясь на знания обучающихся, добытые самостоятельно.

Содержание игры:

Встречаются двое туристов. Они только что побывали на экскурсии, посещали разные достопримечательности Египта. Каждый рассказывает увиденное, прочитанное из любых источников о красоте Египта. После их беседы в разговор включается весь класс. Здесь каждый ребенок стремится показать свои знания, рассказывая что-либо интересное о Египте, Ниле, пирамидах.

2)Составляющие компоненты ролевой игры.

Игровая деятельность, как и любая другая, имеет следующие структурные компоненты: мотив, цель, условия, в которых дана цель, действия, направленные на реализацию цели, и результат деятельности. Известно, что цель, данную в определенных условиях, называют задачей.

Первый компонент ролевой игры:

Ролевая игровая отличается от обычной игровой деятельности тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая. В соответствии с этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Перед учащимися учебная задача выступает в замаскированном виде, у них на первом плане - игровая задача решается в процессе игровой деятельности, ребята непреднамеренно, непроизвольно выполняют учебную задачу.

Следующим компонентом ролевой игры являются игровые действия . Чем разнообразнее и интереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-познавательные задачи.

Заключительным компонентом ролевой игры является подведение итогов, как и в других играх. Однако для учителя на первый план выступает результат выполнения учебной. задачи - на сколько хорошо учащиеся владеют знаниями.

Эффект игры будет больше, если учитель подведет ребят к осознанию того, что условием успеха были хорошие знания, эмоциональная и выразительная речь.

3)Подготовка к ролевой игре.

Ролевые игры удобнее вводить с пятого класса. Здесь и материал проще, и интерес рябят к предмету выше. Используя определенную систему ролевых игр, прибегая к постепенному усложнению материала и увеличению его объема по сравнению с содержанием учебников, учитель, продолжая учебную работу, добивается прочных и осознанных знаний. С этой целью главным должно быть подведение учеников к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, установление логических связей между историческими событиями.

Театрализованное представление по теме: "Крестовые походы» §17, с.135-148 (6 класс), "Рыцари на привале ". Цель: показать на примере представления исторический образ, вызвать у школьников больший интерес к новому материалу, к чтению дополнительной литературы.

Содержание игры. Сюжет подсказывает учитель, а сценарий готовят ученики, используя не только материал из учебника, но и из научно - популярной литературы, художественно - исторических романов. Участвуют до 3-4 ученика. Каждый участник - рыцарь, рассказывающий о своих приключениях во время крестового похода. Учащиеся класса оценивают рассказ каждого участника игры. Побеждает тот, кто рассказал наиболее занимательный и исторически достоверный рассказ из жизни крестоносцев.

4)Классификация ролевых игр.

Сразу овладеть навыками проведения ролевых игр сложно и для учащихся и для учителя. Необходимо подготавливать ребят к восприятию таких игр постепенно, начиная с 5 класса.

4.1.Лучше начинать с самого простого вида игр - оживление картин .

В учебнике для 5 класса множество различных картин и репродукций. Тема: "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте", §7, с.37 . Само задание после текста помогает составить ролевую игру для проверки домашнего задания. Роли распределяет учитель. Здесь можно задействовать практически всех учащихся класса, т. к. иллюстраций достаточно. Следует разбить класс на группы и с каждой обсудить сценарий, декорации, провести репетицию, а к следующему уроку ребята могут почитать дополнительную литературу и что - то добавить, посоветовавшись с учителем.

4.2. Театрализованное представление с атрибутами костюмов и декораций.

Основная нагрузка по составлению сценария падает на учителя. Тема: "Возникновение государств у франков", §1, с. 12 (6 класс). Цель этого представления - показать социальное неравенство в обществе франков.

Содержание игры. К судьям приводят двух преступников. Судьи выслушивают обстоятельства дела, вынося приговор. Один из преступников - крупный феодал - землевладелец, убивший простого франка. Другой- бедный крестьянин, защищавший честь своей семьи, убил дружинника, который во время сбора налогов ударил его жену. Судебник франков не предусматривает смягчающих вину обстоятельств. Однако крупному землевладельцу назначен штраф в 3 раза меньше - 200 солидов, - это стоимость большого стада коров. Крестьянин должен уплатить 600 солидов за убийство дружинника, состоявшего на королевской службе. Но у него нет таких денег, он не может уплатить штраф. Приходится обращаться к родственникам за помощью, иначе он поплатится своей жизнью

4.3. Театрализованная игра , где тексты персонажей предлагается составить самим учащимся.

В 5 классе хорошей базой для подготовки таких игр является материал при изучении темы "Древняя Греция".

Тема: «Религия древних греков», §28, с.134-137, п. 2 , "Миф о богине Деметре ее дочери Персефоне".

Цели этого театрализованного представления можно преследовать различные, одна из них - включить учащихся в объяснение нового материала, через ролевую игру помочь ребятам более образно представить героев древних греческих мифов.

Сценарий готовят ученики самостоятельно, используя не только материал учебника, но и дополнительную литературу. Учитель должен только проконтролировать, чтобы факты были достоверными. За участие в представлении ребята получают оценки. Другие ученики могут подготовить сценарий к следующему уроку на оценку по другому материалу, не готовя само представление. Здесь, конечно, необходимо учитывать степень подготовленности учащихся, их интересы, наличие материала для подготовки сценария.

Приучив учащихся к ролевым играм, учитель может давать поручения: самостоятельно составить сценарий, подготовить специальные атрибуты, провести репетиции. Следует обязательно поощрять такую самостоятельную деятельность учащихся, устраивать конкурсы на лучший сценарий. Это приучит не только критически подходить к работе, но и накапливать наблюдения, умело подбирать материал для оформления будущих игр.

Любой материал, а затем и сценарий должны опираться на приобретенные знания. Такая работа имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она порождает радость и бодрость, воодушевляет на изучение сложного материала, пробуждает интерес к художественной и научно- популярной литературе, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. Ролевая игра отбрасывает серость и однообразие на уроках, обогащает знания, вызывает положительные эмоции, пробуждает безграничные творческие фантазии, а самое главное - помогает усваивать программный материал.

4.4. Проблемно - ролевая игра , где самостоятельная работа корректируется учителем во время игры .

Такие игры можно вводить в 6-7 классах, где учитель совершенно уверен в том, что учащиеся смогут самостоятельно подготовить сценарии. Тема: «Культура Западной Европы в Средние века», с. 214 – 243 (6 класс). Театрализованное представление: "Экскурсия по Европе" или "Конкурс экскурсоводов". Цель игры: обобщить знания обучающихся по пройденной теме.

Содержание. Такой урок лучше проводить после изучения всей темы. Выбираются экскурсоводы по желанию, а можно включить в игру весь класс. Каждый готовит свою экскурсию и, даже, если его на данном уроке не назначат экскурсоводом, он имеет право исправлять, добавлять и получить за это соответствующую оценку. Есть возможность немного изменить игру.

Выбранные экскурсоводы могут создать свои команды из оставшихся учащихся и выступать в качестве капитанов. Тогда участники команды будут помогать ему в рассказе.

Оценивать ответы учитель может как обычно, хотя выделить какую-то отдельную команду, или отдельных учеников нужно обязательно.

4.5. Конкурсные игры с элементами импровизации.

Тема: "Научные открытия и изобретения»", §30, с. 243 (6 класс).

Конкурс "Исторический аукцион". Содержание игры. Перед изучением темы ребята предупреждаются о том, что на повторительно - обобщающем уроке по этой теме будет проведена игра-аукцион. Исторический аукцион - особый вид продажи товаров. Что бы стать владельцем какой-либо вещи, нужно показать наилучшие знания. На обычно» аукционе предмет выставляется для осмотра. Называется его первоначальная цена. Тот, кто хочет его купить, эту цену повышает. Товар продается тому, кто даст за него больше денег. На историческом аукционе роль денег выполняют знания. На нашем аукционе можно купить каравеллу, пушку, календарь, компас, дневник Колумба. Все эти вещи можно красиво нарисовать.

Поясняется ход игры. Продается пушка. Все желающие ее купить по очереди рассказывают о ней то, что сумели узнать, готовясь к аукциону.

Тот, кто, по мнению жюри из 3-4 старшеклассников, покажет лучшее знание предмета, становится владельцем пушки и получает оценку "отлично" Всем, принявшим участие в игре, выставляются оценки в зависимости от качества знании.

На уроке-аукционе учитель стоит за столом и показывает продаваемый предмет. Выслушав одного ученика, учитель ударяет деревянным молотком по столу и спрашивает:" Кто знает больше?" используются оперировать 15-16 веках. (бкл.)

Итоговая проверочная работа: глава 7: "Образование централизованных государств в Западной Европе" – «Конкурс команд».

Такой тип игры максимально приближен к деловой игре, который сейчас активно применяется в современных программах обучения.

Цель игры - сравнить историческое развитие Франции и Англии в 11-15вв., найти общие закономерности, определить специфику развития каждой страны.

Содержание игры.

Выбирается команда экспертов из 2 - 3 хорошо подготовленных учеников. Их роль: определить места, занимаемые командами, выставить индивидуальные оценки всем играющим. Учитель корректирует эти оценки лишь при необходимости. У каждого эксперта должен быть список команд, где отмечаются активность учащихся, верные или неверные ответы.

Все учащиеся делятся на две команды, кроме экспертов - "французы" и "англичане". Деление лучше проводить не по списку, а по взаимным привязанностям учащихся. Выбираются два капитана, они должны быть хорошо подготовленными. Капитаны подбирают себе команду с равным количеством участников. Дома команды должны подготовиться к следующим объявленным конкурсам:

1-й конкурс. Представление страны - время -5 минут. Каждая команда в краткой, тезисной форме рассказывает об основных особенностях развития страны. Рассказ можно строить по следующему плану: 1. Как протекала централизация Франции, Англии? 2. Какие классы и сословия существовали, как они взаимодействовали друг с другом? 3. Как назывался орган сословного представительства, как он действовал? 4. Каково было положение крестьян, и как они боролись за улучшение жизни? 5. Какие политические события оказывали наибольшее воздействие на ход развития страны? На каждый вопрос ответ должен быть дан не более чем 3 - 5 предложениями. Можно придать ответам форму занимательного рассказа, литературного монтажа, диалога, т. е., разнообразить конкурс. Выступление оценивается по 5-бмьной системе, оценка выставляется всей команде: Кроме того, дома все команды должны подготовить несколько занимательных вопросов, как по истории Франции, так и Англии и небольшую шуточную сценку по истории «своей» страны.

В ходе первого конкурса команды могут упустить что-то существенное. Скорректировать допущенные ошибки призван конкурс "Уточняющий вопрос". Все участники игры эксперты, учитель, команды соперников могут задавать "французам" вопросы, уточняющие только что прозвучавшее выступление. Если ошибок в выступлении не было, могут просто задаваться заранее подготовленные "англичанами" для "французов" каверзные вопросы, но они не должны выходить за рамки учебника. в этом конкурсе оценки игрокам выставлять как индивидуально, так командном зачете.

Каждый игрок, задавший вопрос, получает 1 балл. Количество задаваемых вопросов зависит от качества предшествующего выступления "французов". Если в этом выступлении были ошибки и пробелы, то ход вопросов должен контролировать учитель, чтобы исправить эти ошибки. В любом случае количество вопросов не должно превышать 4-5, а время конкурса - 5-6 минут.

После того, как "францyзы" ответят на вопросы по истории, начинается 3-й конкурс - "Проверяющий вопрос". Теперь "французы " задают вопросы по истории Франции всем остальным участникам игры. Вопросы должны быть проблемного характера. Оценки по этому конкурсу ставятся индивидуально ответившему на вопрос игроку. Количество вопросов -2-3.

"Французы " передают эстафету "англичанам ", а те выступают по тому же плану. После выступления "англичан" подвести промежуточные результаты, индивидуальные оценки. Эксперты активность или пассивность отдельных следует выставить отмечают игроков.

Конкурс экспертов. Эксперты должны найти общие черты в истории Франции и Англии. Если игра проводится на двух спаренных уроках, то могут выступить "послы" Германии, Италии, Польши и России, которые кратко характеризуют, что происходит в это время в Европе.

Цель данного конкурса - выявить общие закономерности развития основных европейских стран, попытаться определить причины, по которым не произошло централизации в Германии и Италии.

Последний завершающий конкурс носит развлекательный характер, но именно он вызывает наибольший интерес учащихся. Этот конкурс можно назвать так: "Один день из жизни Франции ". Его можно проводить в разной форме, но выступление команд не должно занимать более 3 минут. Цель конкурса попытка реконструировать прошлое, представить, как жил простой француз или англичанин в средние века.

Возможные варианты.

1. О чем могла бы написать городская газета " Парижские (Английские) новости" 23 мая 1431 года. Дата произ вольная. Но т. к. газет в то время не было, то конкурс носит модернизированный характер.

2. О чем болтали две торговки на городском рынке Парижа, Лондона 30 мая 1431 года.

В данном занимательность, конкурсе оценивается и достоверность фактов. Итоги подводят эксперты вместе с учителем. Здесь выявляется команда - победитель, и одновременно выставляются индивидуальные оценки.

Хорошую оценку могу получить и ученики проигравшей команды, а мало проявившие себя получают просто " незачет". Поэтому на следующем уроке пишут персональную для них работу по данной теме.

Оценки экспертам выставляет учитель, поощряется автор лучшего вопроса.

Данный тип игры сложен не только для учителя, но и для учеников. Не всегда первая игра проходит гладко, т. к. содержит в себе элементы импровизации. Она может затянуться по времени. Хорошие результаты дает 2 или 3 игра по другим темам.

При хорошем темпе игры, если кроме Франции и Англии другие страны не включать в игру, то можно вложиться в один урок:

1) конкурс представления - 5 минут, уточняющий вопрос - 5 минут, проверяющий вопрос - 5 минут, конкурс экспертов - 5 минут, конкурс "Один день из жизни" - 3 минуты, подведение итогов - 5 -7 минут.

Хочется отметить, что такие игры вырабатывают самостоятельный познавательный интерес.

Во время подготовки к конкурсу можно дать дополнительный материал для чтения 1. Книга для чтения... С. 116 -125, 131-140, 174- 203. Методическое пособие... С. 133 -170. Хрестоматия. Т. 1. с. 235 - 275.

Последней, завершающей игрой, подводящей итоги изучения истории средних веков (6 класс), можно сделать игру - конкурс "Сравнительный анализ периодов феодализма". В качестве экспертов можно взять учеников из старшего класса. Класс - 3 команды. Каждая команда определенный период средневековья. пригласить делится на представляет. Цель игры - обобщить пройденный материал по векам, систематизировать материал курсу истории средних веков.

Конкурс представления может быть составлен по следующему плану: 1.Развитие хозяйства. 2. Изменение в положении классов и слоев населения. Классовая борьба. Изменения в устройстве государства. Развитие культуры.

В этом конкурсе учащиеся должны показать все свои знания, умения. и навыки. Чем интереснее будет представлен материал, тем больше шансов выиграть конкурс. Кроме теоретических знании учащиеся могут в качестве примера представить театрализованное представление на любом этапе -игры.

Эксперты оценивают каждый этап игры по 5-и бальной системе.

В данной работе было предложено много ролевых игр, требующих специальной подготовки учителя и учащихся. Но не всегда, по правде признаться, хватает времени, или изменяются обстоятельства, и приходится игру отложить на потом. Поэтому у учителя" в специальной копилке должны быть в запасе более простые игры, не требующие много времени для подготовки. Приведу несколько игр такого плана.

4.6.Игра "Вопрос - ответ ". Цель игры - повторить и закрепить пройденный материал. Игра может проводиться в конце урока в течение нескольких минут.

Содержание игры. Ассистенты раздают всем учащимся листки. По команде учителя ученики записывают свою фамилию и формулируют любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают листки, перемешивают их и раздают вновь. На обратной стороне полученных листков учащиеся подписывают свою фамилию и отвечают на вопрос. Ассистенты собирают листки и оценивают работы.

4.7.Игра " Поиск ".

Цель - облегчить усвоение новых дат, имен, терминов.

Содержание игры. Класс делится на 3 команды, обычно по рядам. По команде учителя ребята открывают учебники и· ищут новые даты, названия, термины. По истечении одной минуты учитель начинает опрос, учебники закрыты. За каждый правильный ответ команда получает один балл, за неправильный ответ один балл снимается. В конце игры определяется победитель. Такая игра помогает ребятам самостоятельно вести словари, т. к. вопросы учителя помогают сориентироваться в новых терминах, датах, названиях.

4.8.Игра "Дата ".

Цель игры - проверить знания дат.

Содержание. Класс делится на команды. Учащимся, сидящим за последними партами в каждом ряду, раздаются листки, на которых стоит номер команды." Ученик пишет на листке любую дату, связанную с пройденным материмом, и передает листок следующему впереди сидящему ученику. Если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Пользоваться учебником или тетрадями не разрешается. Игра идет ровно одну минуту, для отсчета времени используются песочные часы. Назначенные учителем ассистенты собирают листки, проверяют, верно, ли записаны даты, производят подсчеты и определяют команду- победительницу.

В 7 классе игры выходят на другой уровень, больше приближают учащихся к взрослой деятельности и носят более сложный характер. Один пример, который я использую на своих уроках:

4.9.Интервью с историческими героями .

Когда в основе изучаемого материала находится историчес кая личность, например: Иван Грозный, Петр I , Александр Су воров, Степан Разин и др. можно предложить инсценировать ин тервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один - исторический герой, а другой - журналист 7 , а также целый класс, если речь пойдет о пресс-конференции.

Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны зара нее подготовить интересные вопросы.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изу чению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим мате риалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.).

Эти игры и другие могут использоваться неоднократно при проверке небольших тем, на закрепление которых по программе не выделяется дополнительных часов.

5.Заключение. Главная особенность ролевой игры

Главная особенность ролевой игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают не в явном виде, на первом плане оказываются игровые задачи. Школьники, выполняя игровые действия, составляя сценарии, участвуя в репетициях, непроизвольно перечитывают множество дополнительной литературы.

Желание одержать личную победу, как это происходит в других играх, соревнованиях, уходит на задний план. На первом месте у ребят оказывается успех всех участников игры. Таким образом, через ролевую игру учитель может выполнить множество целей и задач на уроках истории:

1)формируются учебные умения и навыки;

2)развиваются познавательные способности;

3) воспитываются положительные качества личности;

4) прививается любовь к предмету, к чтению и т. д.

Но следует выделить и некоторые недостатки при организации ролевых игр на уроках истории:
1)не всегда есть возможность использовать;
2)могут занимать весь урок, иногда два;
3)предшествует большая предварительная подготовка;
4)проблема сохранения научного подхода;
5)проблема объективного выставления оценок;
6)непредсказуемость;
7)регламент заданий.

В ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

Игра должна вызвать интерес;

Игра должна выполнять определенные образовательные задачи (преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).

Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

Всякая игра - есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;

Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

Игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.

Р. S .

Я думаю, если на уроках истории будут использоваться ролевые игры, то у многих учителей пропадет ошибочный взгляд на игру как на забаву. Игра должна выступать источником знаний. Тогда она будет приближать содержание школьного материала и сам процесс обучения к возрастным способностям детей, тем самым обеспечивать одну из линий преемственности между начальным звеном обучения и средним, что сегодня особенно актуально в свете реализации нового ФГОС.

6.И спользованная литературы.

1.Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2.Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. №4.

3.Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

4.Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.

5.Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. №6.

6.Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992.

7.Иванова А.Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. №8.

8.Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.

9.Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов/ Н.АП.Морева.-М.Просвещение, 2006.

10.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

11.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2007.

12.Учебники «История Древнего мира», «История средних веков»

13.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

14.ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

Ролевая игра-это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История-специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке-не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить или обощить материал.
  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
  5. 5Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Какие роли могут играть учащиеся?

  1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
  2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Подготовка:

  1. Планирование игры.
  2. Работа с учащимися:
  • сообщение темы, даты проведения ролевой игры,
  • распределение ролей и заданий,
  • разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
  • знакомство с планом игры,
  • объяснение целей и ожидаемых результатов,
  • форма представления материала,
  • дополнительная литература,
  • по необходимости – консультации, репетиции,
  • изготовление необходимых дидактических материалов,
  • сообщение о контроле знаний.

Варианты контроля знаний:

  1. Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
  2. Оценка за подготовку к игре дома (рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)
  3. Работа в тетради по ходу игры (запись выступлений других учащихся, таблица, лента времени, ключевые слова и др.)
  4. На следующем уроке - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Ролевая игра.
  3. Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др.

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

  1. Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.
  2. Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов.
    Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы- оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.

  3. Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.
    Урок «Съезд феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?
  4. Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
  5. Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингизхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память.» (Бабур, Империя Великих Моголов).
  6. Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).
  7. Рассказ-защита (герб, город, растение, памятник культуры и др.).
  8. Текст с ошибками или пропусками. Урок «Могущество Древнеегипетского государства». «Молодой фараон Тутмос 1, вскочив на коня, поскакал осматривать свои войска. Воины радостно приветствовали своего товарища. Ярко блестят мечи и копья, развеваются шелковые одежды. Лучники, пехотинцы, всадники только что вернулись с богатой добычей. Завоеваны разные страны: Сирия, Нубия, Греция, Палестина, Китай. Жители столицы – города Мемфис – встречают победителей.»
  9. Кроссворды, тесты, понятия, даты и др.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

  1. Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод – Александр Македонский.
  2. «Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).
  3. Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.) Урок «Греко-персидские войны». Речь Фемистокла перед Саламинской битвой: «Спартанские военачальники считают, что нужно отвести флот к Пелопоннесу. Они хотят защитить Спарту, но кто тогда защитит афинян? Наш город уже разграблен и разрушен персами. Я думаю, мы должны дать бой именно здесь в узком Саламинском проливе. Мы, эллины, знаем здесь каждый подводный камень, где мелко, где глубоко, изучили каждое подводное течение, направления всех ветров. Персы же совсем не знакомы с этим проливом. Наши триеры гораздо меньше по размеру, чем тяжелые и неповоротливые персидские корабли. Триера неглубоко сидит в воде, она легко пройдет среди скал и мелей. А тяжелые персидские корабли разобъются о подводные камни или сядут на мель. Саламинский пролив – лучшее место для боя с персами.» После речи Фемистокла учащиеся отвечают на вопросы: Почему Фемистокл так уверен в победе? Приведите его аргументы.
  4. Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Подготовка:

  • написание сценария,
  • распределение ролей,
  • подготовка костюмов и реквизита,
  • репетиции.

Урок «Религия древних греков».

Миф о суде Париса.

Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.

Гера. Смотрите, яблоко!

Афина. Чье оно?

Афродита. Здесь написано: «Прекраснейшй».

Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я–самая старшая из богинь, я–богиня домашнего тепла и очага, я–красивая и величавая женщина.

Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я- смелая, решительная и красивая.

Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.

Гера. Что же нам делать?

Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.

Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?

Зевс. Гера–моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.

Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис. Я отдаю яблоко Афродите.

Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.

После просмотра исторической сценки учащиеся отвечают на вопросы учителя или артистов.

Таким образом, ролевая игра, элементы театрализации способствуют развитию у учащихся интереса к истории, дают им возможность провести время на уроке интересно, полезно, плодотворно и творчески.

Литература.

  1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.
  2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.
  3. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
  4. Манн Б.Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.

Через игры вообще и ролевые игры в частности проходят практически все люди.

Трудно найти девочку, которая хотя бы раз в жизни не играла в «дочки - матери», школу или больницу, мальчика, ни бывшего ни отважным воином, ни доблестным индейцем.

«Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённоё мнение, что потребность в игре с взрослением отпадает - ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой - сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и политика, и многое, многое другое».

Ролевые игры, в их современном понимании, появились относительно недавно, но можно отметить целый ряд их предшественников. Прежде всего, это популярные в 20-30-е годы суды над литературными героями, которые давали возможность хоть немного «побыть в шкуре» того или иного литературного героя и выяснить, а можно ли было иначе действовать в том мире, где они жили. Вторым предшественником ролевых игр следует назвать военизированные игры на местности «Зарница» и «Орлёнок». Хотя собственно ролевой момент в них резко ограничивался, подобные игры стали прообразом полигонных ролевых игр. Третий предшественник ролевых игр - внешкольные подростковые объединения, которые позволяли не только осознанно выбирать себе роль, но и жить внутри её, а не просто изображать её внешне. Кроме этого, в подростковых клубах, от отдельно взятой личности действительно зависело очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле сражение русской и французской армий.

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности». Рассмотрим данное определение подробнее.

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.

Однако в любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что достаточно задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень мало. В этом случае, игра прекратится, как только возможности заданной ситуации будут исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество органически связанных между собой действительных и возможных ситуаций.

Создать его, разумеется, труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается богатством игровых возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир, пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе игра просто не получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно поэтому «неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом мире, в большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.

Существенное условие для создания игрового мира - погружение игрока в игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем событий, и потому не способен вести игру.

Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть ограничен организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса и слуха не может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль епископа и т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных организатором не значится, он может заявить её и она будет принята, если соответствует заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной, потому что любой игрок имеет право объединиться с другими в команду или действовать независимо от них.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух одинаковых людей в реальной жизни. Сравните, например, роль «кузнец - оружейник-придворный мастер» и роль «кузнец-оружейник-шутник». И вообще, чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше оценивается игрок. Таким образом выбранная роль становится мощным стимулом к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли книжника нужно уметь хорошо читать и писать. Паладин должен демонстрировать высокие моральные качества и показывать пример служения Богу, а владелица замка должна быть женственна и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических творениях, но при этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков) останется голодной и не сможет принять полноценного участия в игре». К слову сказать, многие игроки, которым нравятся выбранные роли, продолжают придерживаться их в повседневной жизни: архивариус собирает книги. Дивные эльфы очищают от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой воспитательный приём назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его эффективности, - уже буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение брать имена древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры

Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свобод­ной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра­ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной лич­ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ­ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно.

Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания.

Технология

Результат использования технологии

Развивающее обучение

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для общего образования

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости

Развитие исследовательских навыков

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и т.д.

Проектные методы обучения

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Технология «Дебаты»

Развитие навыков публичных выступлений

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Коллективная система обучения (КСО)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование обучающих программ

Здоровьесберегающие технологии

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Система инновационной оценки «портфолио»

Получили инстумент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности в соответствии с предметным обучением


Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях.

При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции (в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»).

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения .
Задача современного учителя в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя .

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Основы технологии игровых форм обучения.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела;

    в качестве урока или его части

(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    как технология внеклассной работы и др.

Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом (играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:

    Играющий выполняет вполне реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

    Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обеспечивает развивающий характер игры..

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    коммуникативную: освоение диалектики общения;

    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности (« поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит

    целеполагание,

    планирование,

    реализация цели,

    анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект..

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры могут быть самых разных видов :
  1. долговременные и кратковременные,
  2. деловые и ролевые
  3. сценарные (с расписанными ролями и инструкциями).
  4. такие виды исторических игр, как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространённой формой для выполнения домашнего задания. Конкурсы знатоков истории, ролевые театрализованные игры на уроке (на пример, тема «Культура Древней Греции 5-4 века до н.э.) или урок – викторина по теме « Древнее Двуречье и Передняя Азия» и другие вызывают особый интерес у пятиклассников.

Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Применяя игры, можно многого достичь. В ходе игр запоминаются не только даты, имена, названия местности, но и приобретается навык давать краткие, четкие ответы, закрепляются синхронные представления, лучше усваивается графический и иллюстративный материал учебника.

Средства обучения и способы мотивации.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
  • Работа с учебником.
  • Использование аппарата учебника.
  • Иллюстрации учебного пособия.
  • Исторические карты.
  • Учебные исторические картины.
  • Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
  • Тексты художественных произведений.
  • Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Любая учебная деятельность школьника мотивирована. мотива, как потребность, побуждение, влечение. Важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. 1
Виды мотивации:
  • Познавательные:
  1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).
  2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
  • Социальные:
  1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
  2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
  3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.
Старший школьный возраст.
  1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
  2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
  3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Мотивы общения:
  • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
  • В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.
Способы организации учебно-познавательной деятельности.
Тема игры: « Политические деятели второй половины XXвека»
Разбивка на команды, группы.
После предварительного самоопределения и формирования групп, который требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, тестовых
заданий, ответы на вопросы.

Выберем вариант формирования групп: ответы на вопросы: по содержанию политического анекдота определить историческую эпоху и политического лидера, о котором идет речь в анекдоте.

Количество групп : не более 5: «Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин».

Ведущий следит за равномерным распределением участников по группам.

Рефлексия участников игры : ведущий проверяет правильность распределения игроков по историческим эпохам, задействуя при этом всех участников игры.

Работа в группе:

Развитие игровой ситуации:

Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. В ходе работы внутри группы определяется лидер, который впоследствии будет представлять и защищать работу группы.

По истечении времени коллажи вывешиваются на стене, при этом каждый из коллажей имеет только заглавие эпохи.

Игровые элементы. Интерактивные стратегии (метод кругового взаимодействия) : 1. 1. Участники других групп должны попытаться определить проблему, о которой идет речь в проекте. При возникновении трудностей, ведущий дает слово представителю группы, который называет проблему, отраженную в проекте. Каждая группа в двух-трех предложениях характеризует каждый из проектов. В заключении дается слово представителю группы, который раскрывает публично линию стратегии своей группы.


Рефлексия: Коллективный анализ работы каждой их групп. Рефлексия- определить лучший (по мнению каждой из групп) «Политический коллаж». Критерием оценки рефлексивного обсуждения является умение:


  1. Создание образного представления о исторической эпохе..
  2. Получение конкретных знаний через личное ощущение.
5. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.
6. Отбор нужной информации.
7. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
8 . Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
9 . Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Заключение
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.


Любой учитель может с помощью своих помощников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Рекомендации преподавателю:

В ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

Необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей;

Игра должна вызвать интерес;.

Игра должна выполнять определенные образовательные задачи (преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).

Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;

Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

Игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.


Список использованной литературы.
  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
  2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
  3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб.пособие для вузов/ Н.АП.Морева.-М.Просвещение, 2006.

    Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

    Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2007.

  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
  5. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.
  6. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В.Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.

1 Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9

Истории ... технологий на уроках ... На уроках я применяю игровые ...

  • Работы государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №152

    Документ

    В.В. Повторительно-обобщающий урок «Вклад древних эллинов в мировую культуру» Использование игровых технологий на уроке истории . Урок -игра . 10.03 Челебова...

  • Организация исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий

    Документ

    Педагогической практике имеет использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания . В сфере... на уроках и во внеклассной работе обязательно использую игровые методы обучения: сюжетно-ролевые и деловые игры ...

  • Методическая система учителя истории и обществознания Ардашевой О. С. Активные формы и методы обучения как средство социализации личности школьника

    Документ

    Социализации учащихся на уроках истории и обществознания лежат... на технологию проблемного обучения, которая применима на ... ролевые игры (... игра . Это могут быть как игровые ... урок : например, игра «Суд над смертной казнью» (9 класс), деловая игра ... использование ...

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...