Интеллектуально творческие игры для младших школьников. Интеллектуальная игра для школьников

(На фоне музыки на сцену выходит ведущий.)

Ведущий.

«Добрый день!» — говорю вам сегодня.

«Добрый день!» — я приветствую вас.

И хоть в зале вас добрая сотня

Каждый сможет ответить сейчас.

Играть вы любите, друзья?

Хором отвечайте!

Все . Да!

Ведущий.

Много игр есть на свете.

Все ли вам известны, дети?

Все. Нет!

Ведущий.

«Лапта», «Пятнашки», «Города»

Для каждого знакомы?

А может, вспомнишь, милый друг

Игру с названьем «Икибук»?

Все. Нет!

Ведущий.

Между тем, она проста,

Как только буквы вы прочтете,

Так сразу слово назовете.

Оставайтесь же на месте,

Слово мы прочтем все вместе.

Три, четыре — ...

Все. «Кубики»!

Ведущий . Почему наша игра называется «ИКИ- БУК», а не «КУБИКИ», как сейчас мы с вами прочитали? Потому что, на мой взгляд, игра в обычные кубики слишком простая, а в нашей игре под названием «Икибук» заложены задания, которые потребуют вашей смекалки, сообразительности и находчивости.

Ведущий. Сегодня в интеллектуальной игре под названием «Икибук» принимает участие команда... и команда... Их возглавляют капитаны (имя) и (имя).

Дорогие зрители! Надеюсь, участники готовы продемонстрировать нам, насколько они сильны, умны и эрудированы, ведь именно эти качества будет оценивать наше многоуважаемое жюри. Знакомьтесь!

(Представление жюри.)

Ведущий . Правила игры будут следующими: каждая команда получает кубик своего цвета, на котором со всех сторон отмечено разное количество точек.

(Вручаются командам большие поролоновые кубики.)

По моему сигналу представители от каждой команды, подходя к игровому полю, бросают свой кубик. Мы считаем только те точки, которые находятся на выпавших верхних сторонах кубиков, и складываем их. Полученное число определит для игроков область, из которой будут даны задания или вопросы. Условия понятны?

Все . Да!

Ведущий . Тогда ознакомьтесь, пожалуйста, с областями.

(Вывешивается плакат.)

2 — математика,

3 — игра со зрителями,

4 — окружающий мир,

5 — музыка,

6 — русский язык,

9 — конкурс капитанов,

11 — физкультура,

12 — музыкальная пауза.

Если выпадет два раза подряд одна и та же область, игроки делают новый ход. Вся игра продолжается 50 минут. Как только часы оповестят об исходе времени, мы подводим окончательные итоги игры.

(Примечание. В течение игры не преследуется цель выполнить все задания.)

Внимание!

«Икибук» мы начинаем,

Кубики уже бросаем!

(Представители команд бросают кубики. Ведущий определяет область, задает только один вопрос или одно задание из нее. Команды отвечают. Ведущий оглашает правильный ответ и подводит итоги. Игра продолжается дальше.)

Варианты вопросов и заданий Математика

1. Логическая задача.

У деда Архимеда большая семья.

Детей всего семь, и все сыновья.

У каждого сына по паре ребят.

Сколько у Архимеда внучат? (14)

2. Логическая задача. У одного мужика спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына, а у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять)

3. Логическая задача. Как с помощью двухлитровой и трехлитровой банки отмерить 1 литр воды? (Наполнить трехлитровую банку водой, перелить воду до верха в двухлитровую, оставшееся количество воды будет ответом на поставленный вопрос.)

4. Логическая задача. Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиновым живут в соседних домах? (Коля Шинов, Саша Гвоздев)

Игра со зрителями

1. Отгадайте, кто сказал эти слова:

«Прекрасный день», —

Сказал... (олень, тюлень)

«Но дождь пойдет»,—

Сказал... (удод)

«Пойду в вагон»,—

Сказал... (питон)

«Не торопись», —

Сказала... (рысь)

«А я боюсь»,—

Захныкал... (гусь)

«Ты всех смешишь»,—

Сказала... (мышь)

«Игре— конец»,—

сказал... (скворец)

2. Игра с залом «Деревья».

Яблоня, груша, перина, береза,

Ель, чемодан, телевизор, мимоза!

Вишня, черешня, сапог, апельсин ,

Липа, ольха , виноград, мандарин .

Слива, осина, сирень,

Ясень , бумага, плетень.

Зуб, кипарис, алыча,

Жвачка, сосна, каланча!

3. Сказочный конкурс.

Ведущий . Ребята, если вы услышите в моем рассказе название героя или известной сказки, то поднимите руки вверх.

Когда я совсем был мальчик-с-пальчик, я очень любил рыбачить. И целых двенадцать месяцев я ждал, когда же моя мама отпустит меня в деревню к дедушке. За это время я подрос, как Гулливер, и мама отпустила меня одного. Но какие-то три толстяка утащили у меня червяков и удочку. Чтобы их снежная королева забодала, чтоб их гадкий утенок укусил!

4. Игра «слова-неприятели».

Ведущий . Большой — маленький, широкий — узкий — это слова-неприятели. Попробуйте хором ответить, какие пары получатся, если взять следующие слова:

глубокий — ... (мелкий)

крупный — ... (мелкий)

соленая — ... (сладкая)

быстро — ... (медленно)

чистая — ... (грязная)

вниз — ... (вверх)

начало — ... (конец)

большая — ... (маленькая)

тяжелая— ... (легкая)

направо — ... (налево)

много — ... (мало)

поймать— ... (отпустить).

Окружающий мир

1. Игра «Вершки и корешки» . Участникам выдаются на столы овощи без ботвы. Ведущий, показывая ботву, говорит: «Вершок, вершок, где твой корешок?». Дети поднимают выбранные овощи. Кто подберет правильно, получает очко.

(Варианты овощей: картофель, морковь, свекла, репа, кабачок, лук.)

2. Конкурс «Кто где живет?» Вспомнить название жилища следующих животных:

— собака (конура);

— свинья (свинарник);

— лошадь (конюшня);

— корова (хлев).

3. Конкурс «Домашние и дикие животные» . Участникам на команду выдаются две карточки: «домашнее животное» и «дикое животное». Ведущий называет животное. Команда, посовещавшись, определяет его принадлежность к той или иной группе и поднимает соответствующую карточку.

(Варианты животных: медведь, баран, овца, коза, лиса, лошадь, корова, заяц, кролик, белка, соболь, куница, зубр, волк, бобр.)

4. Конкурс «Определи прибор» . Отгадать загадки о приборах, используемых в жизни человека. (Участникам каждой команды выдаются барометр, часы, компас.)

Ведущий. Чем схожи эти приборы?

(Ответы детей.)

Ведущий. Верно, каждый прибор имеет движущуюся стрелку. Теперь, зная схожие и отличительные черты этих приборов, вы без труда справитесь с моими загадками и дадите правильный ответ, показав отгадку всем зрителям.

Загадки (Б.В. Ширшов):

Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

Шагать на север и на юг,

На запад и восток. (Компас)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы)

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

А всегда — на месте. (Барометр)

Музыка

1. Песенный конкурс . Исполнить всей командой один куплет песни о зиме. Кто больше вспомнит песен?

2. Конкурс «Определи инструмент» . Вспомнить названия музыкальных инструментов, изображенных на картинках.

(Варианты: баян, аккордеон, барабан, балалайка, гусли, скрипка, арфа, гитара.)

3. Конкурс «Исполнители» . Как называются группы исполнителей одного музыкального произведения, если в них присутствует:

— 2 человека (дуэт),

— 3 человека (трио),

— 4 человека (квартет).

4. Конкурс «Ах, эти танцы!» . Вспомнить как можно больше названий танцев.

(Варианты: полька, вальс, хоровод, менуэт и др.)

Русский язык

1. Логическое задание. Из слова «икибук» запишите все буквы в алфавитном порядке. (Б, И, К, У)

2. Логическое задание . Как правильно сказать:

— у рыбей нет зубей;

— у рыбов нет зубов;

— у рыб нет зубов;

— у рыбов нет зуб?

(У рыб нет зубов.)

3. Конкурс «Зимние» слова» . За 30 секунд придумать как можно больше слов на зимнюю тему, состоящих из 4 букв. (Снег, лыжи, зима, ...)

4. Конкурс «Впиши букву» . Подставив вместо точек нужную букву, запишите получившиеся слова. Кто быстрее составит 4 слова?

(Предлагаемые, буквы: д, ц, б, к, з, ч, ш, п. Варианты получившихся слов: дуб, куб, зуб, чуб.)

Труд

1. Конкурс «Сделаем сами своими руками» . Участникам выдаются заранее заготовленные узкие полоски бумаги и клей. Задача: за 1 минуту склеить разноцветную цепь. У кого она окажется длиннее?

2. Викторина. Вспомните:

— Как называется работа, где приклеиваются кусочки цветной бумаги? (Аппликация)

— Вид работы, где рисунок изображается шитьем. (Вышивка)

— Как называется плетение ниток спицами? (Вязание)

3. Конкурс «Снежинка» . Вырезать из бумаги снежинку как можно быстрее и красивее. Какой команде это удастся?

4. Конкурс «Коса — девичья краса» . Сплести косичку из веревок. Время на выполнение — 30 секунд. У кого коса будет длиннее?

Литература

1. Конкурс «Продолжи стихотворение». Ведущий зачитывает начало стихотворений А. Барто для каждой команды. Задача игроков: хором продолжить стихотворение.

Для 1-й команды:

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу...

(Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко...

(Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.)

Для 2-й команды:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу...

(— Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду.)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка...

(Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.)

Для обеих команд:

Матросская шапка,

Веревка в руке...

(Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

«Прокати, капитан!»)

2. Конкурс «Угадай». Назовите автора и произведение:

«Она дрожала от холода: платье ее разорвалось, а она была такая маленькая, нежная — как ей не мерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка для нее была то же, что для нас делая лопата снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм ростом» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).

«Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у него сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый» (В. Одоевский «Мороз Иванович»).

3. Конкурс «Быстрое чтение» . Выбирается представитель из команды. Ему вручается детский журнал или газета с незнакомым текстом. Задача участника: прочитать быстро и понятно отмеченный отрывок. У кого получится лучше?

4. Конкурс «Сочинялки» . Сочинить стихотворение с рифмой.

Для 1-й команды: Для 2-й команды:

мороз игра

нас начало

Конкурсы для капитанов

1. Конкурс «Собери кегли». На полу расставляются кегли. Звучит музыка. Капитаны идут по кругу. Как только музыка прерывается, им необходимо собрать как можно больше кеглей. Кто победит?

2. Конкурс «Скороговорка». Кто быстрее произнесет скороговорку: «У Паши — шахматы, у Саши — шашки»?

3. Викторина. Ответьте на вопросы:

— Как иначе называют помидоры? (Томаты)

— Что делает зимой еж? (Спит)

4. Конкурс «Отгадай». Отгадайте загадки:

— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

— Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

— Между двух светил я в середине один. (Нос)

ИЗО

1. Конкурс «Разноцветье красок». Перед участниками всего три краски. Составить как можно больше оттенков и других красок.

2. Конкурс «Кто это?». Звучат небольшие отрывки песен героев мультфильмов. Задание: схематично нарисовать героя, который исполняет песню. У кого портрет будет лучше?

(Варианты: Винни-Пух, Леопольд, Буратино и др.)

3. Конкурс «Волшебные точки». Представителям команд необходимо соединить по порядку точки на предложенном рисунке так, чтобы получился контур корабля. Кто быстрее выполнит задание?

4. Конкурс «Гримеры» . Загримировать одного из игроков своей команды. Чей герой будет выглядеть эффектнее?

(Варианты: индеец, Баба Яга.)

Физкультура

1. Конкурс «Ядрометатели». Вызывается по одному игроку от команды. Кто дальше метнет воздушный шарик?

2. Конкурс «Силачи». Участвует по одному представителю от команды. Сжать в кулаке газету так, чтобы ее не было видно.

3. Конкурс «Самый гибкий». Кто из представителей команд дольше прокрутит гимнастический обруч?

4. Конкурс «Ай, да я!». Кто из представителей команд сможет отжаться большее число раз?

Музыкальная пауза

Заранее готовятся 3-4 номера художественной самодеятельности, которые могут быть включены в эту программу.

Ведущий. Внимание!

Часы, друзья, нам говорят,

Что время вышло у ребят.

Пора итоги подводить

И игроков всех наградить.

(Жюри подводит итоги. Награждение победителей и участников.)

Ведущий.

Дорогие гости!

Всех любителей играть

Будем в гости очень ждать.

Как команды наберем,

«Икибук» мы проведем.

Заявки на участие вы можете подать в... (название учреждения) не позднее... (число, месяц, год).

До свидания! До новых встреч!

Реквизит

1. Поролоновые кубики разного цвета размером 20x20 см, на каждой стороне нарисовано от 1 до 6 точек.

2. Игровое поле: яркий квадрат 2x2 м из ткани или ДВП.

3. Ручки, бумага для жюри.

4. Плакат с названием областей знаний и дополнительными секторами.

5. Двух- и трехлитровые банки.

6. Овощи, ботва от них.

7. Карточки: «домашнееживотное», «дикоеживотное» — 2 комплекта.

8. Разные виды термометров.

9. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

10. Карточка размером с альбомный лист, где записан конец слова «...уб», плакат с буквами: д, ц, б, к, з, н, ч, ш.

11. Цветные узкие полоски бумаги, клей — 2 комплекта.

12. Веревочки для косичек — 2 комплекта.

13. Карточки с рифмами.

14. Кегли — 9 шт.

15. 3 краски, бумага, 3 кисточки — 2 комплекта.

16. Фломастеры, бумага — 2 комплекта.

17. Мишень, водные пистолеты, разведенные краски.

18. Грим — 2 шт.

19. Воздушные шары — 2 шт.

20. Газеты —2 шт.

21. Гимнастический обруч — 2 шт.

22. Бумага, ножницы — 2 комплекта.

Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

Примеры игр

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

Сценарий игры «Мир сказок»

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка - палка,
носок - песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

Игры для старших детей

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.

Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.

Интеллектуальные игры для детей и младших школьников можно придумывать самим, можно воспользоваться уже имеющимися играми. В любом случае, польза от таких игр есть.

Рассмотрим некоторые из, уже существующих, интеллектуальных игр.

Игра — интеллектуальное казино АЗ И Я.

Данная игра примечательна тем, что её можно интерпретировать, используя любую страну, государство, океаны и много чего ещё.

Хотя придётся немного «повозится», чтобы подобрать некоторые названия, вопросы и характеристики. Суть данной игры в том, чтобы закрепить знания о стране, государстве, в данном случае об Азии.

Данная игра включает 4 тура, задания, которых задаются всем командам. Ответы должны писать на бумагу, затем озвучивать по истечении определённого времени (например, 60 сек.).

  • Первый тур. Суть заключается в том, чтобы правильно ответить на вопросы об Азии (А З И Я, состоит из 4-х букв, значит будет по 4 вопроса). Вопросы о стране должны быть те, которые изучались на уроках. За каждый правильный ответ, команда получает по букве (от слова Азия).
  • Второй тур. Перечислить названия рек, достопримечательностей…, того, что изучалось на уроках о данной стране. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
  • Третий тур, называется « интеллектуальное казино», где необходимо задавать вопросы о стране, ответы на которые дети должны были знать из пройденной программы. За каждый правильный ответ – 5, 10, 15 балов (количество баллов зависит от сложности вопроса, где сложность определяет учитель при составлении вопросов). Составьте по 3-4 вопроса каждой сложности.
  • Четвёртый тур, называется «блеф клуб». Здесь задаются вопросы на логику и внимательность (вопросы, содержащие правильный или не правильный ответ). Нужно ответить «да» или «нет», при этом, если надо, пояснить. Например, вопрос — Столица Азии – Ташкент? Ответ – «нет», у Азии нет столицы, она не является государством.

Игра окончена, знания закреплены, есть победители. Поощрения – на Ваше усмотрение.

Конкурс, составь слово из словосочетания, или другого слова

Эта игра интересна для школьников любого возраста. Необходимо из букв слова или словосочетания составить как можно больше существительных, при этом каждую букву можно использовать только один раз.

Данное задание можно усложнять, допустим, составлять английские слова из английского слова. Например, слово параллелепипед.

Составляем слова: пар, лед, парад, лапа, плед…

Конкурс « Анаграмма»

Это где имея два или более существующих слов, необходимо составить одно, например города.

  1. сто и ров – слово РОСТОВ,
  2. лис и вьюн – слово ВИЛЬНЮС,
  3. пол и вата — ПОЛТАВА…

А если Вы хотите научить своего ребенка как составить слова из большого слова считайте .

Мозайки и конструкторы

Хорошо развивают логику игры мозаики.

Различны конструкторы:

  1. лего,
  2. деревянные,
  3. железные…

Задания в журналах

Журналы, развивающие логику и мышление, в которых имеются такие задания как:

  1. ребусы,
  2. головоломки,
  3. кроссворды,
  4. дорисуй картинку,
  5. найди отличия,
  6. и другие.

Это только некоторые игры, из числа многих, которые существуют. Большинство из них можно развивать, привнося в них что-то своё.

Многие игры Вы можете придумывать сами, это совсем не сложно, главное ориентироваться на возраст своих детей (школьников). В любом случае, будете Вы пользоваться классическими существующими играми, или своими придуманными, неважно.

Эффект точно будет, благодаря множеству из таких игр, дети не только развиваются умственно, но и учатся работать в команде.
Играя – можно стать умнее!

Во что бы дети ни играли,
Чего бы им ни задавали,
Усвоить нужно лишь одно,
Все игры быть должны с умом.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЗНАЙКА»

Девиз конкурса: "Пускай пока малы мы ростом, хотим так много мы узнать! Быть Знайкой далеко не просто, но так приятно познавать!"


ЦЕЛЬ: Развивать познавательные способности учащихся, развития зрительного восприятия, внимания, интерес к познанию окружающего мира.

ЗАДАЧИ:

1 .Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.

2.Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

З.Дать возможность учащимся реализовать творческие способности.

УЧАСТВУЮТ дети

ХОД ИГРЫ


Ведущий :

Добрый день ребята, гости и все присутствующие. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру Знайка, в котором участвуют две команды. Приглашаются капитаны для представления своих команд «Почемучки» девиз «Хотим всё знать» и «Эрудиты», девиз «Знание-сила»)

Ведущий представляет членов жюри.

Сегодня мы проводим марафон,

Проверит наши знанья он

Как это интересно-много знать!

Всем друзьям свои уменья показать!

Мы к интересным конкурсам готовы!

Вперёд, друзья! К победам новым!


ВЕДУЩИЙ:

Первый конкурс нашей игры это «Разминка », за каждый правильный ответ 1 балл

  1. В кружку сорвала Марина

10 ягодок малины,

5 дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?

  1. Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пирожки уже готовы,

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок,

Да в печи – 4 штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

  1. Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал 3 окуней,

Рыбак Евсей –

4 карасей,

А рыбак Михаил

2 сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

  1. 7 гусей летят над нами,

7 других – за облаками,

2 спустились на ручей.

Сколько было всех гусей?

Второй конкурс пословиц. Вставить в пословицу пропущенные слова в пословицы:

(Раздаются командам конверты, в которых пословицы с пропущенными числительными, дети должны вставить их и прочесть)

За всех, и все за одного.

Не имей.......... рублей, а имей.................. друзей.

Раз примерь, а................. раз отрежь.

За........... зайцами погонишься, ни..................... не поймаешь.

Ум хорошо, а.................. лучше.

В поле не воин.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы команды!

Конкурс 3 « Найди все спрятавшиеся буквы»

Условия: Ребята, вы должны внимательно рассмотреть плакат (1 – ряд- для I команды)

2ряд – для II команды) и выписать все буквы, которые там увидите на свой лист бумаги, а затем их назвать.

Следующий конкурс очень интересный,

Он для извилин в голове весьма полезный

Сумеете отгадать слова,

Узнаете сразу имена.

Конкурс 4 ЛОГИЧЕСКИЙ:

Задание № 1

Соберите из букв имя сказочного персонажа, используя все буквы, за правильный ответ 4 балла.

(Команды получают конверты с заданием. Нужно собрать имя сказочного персонажа, используя все буквы)

  1. РУСАЛОЧКА 1 .БУРАТИНО

Задание № 2 «Расколдуй слово»

Надо « расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке.

Хоулп, смтоы, угьшл, ныбти

Задание № 3 « ПРОЧИТАЙ-КА»

Задание. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК,ОРЕВД

Задание № 4 «Анограммы»:

Атлас – салат

Банка – кабан
врата – трава

Карета – ракета
великан – валенки

адрес – среда

Задание № 5 «Составь слово из слова»:

Задание для всех участников

Вы любите игрушки?

Кто больше составит слов? (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак)

ЗАДАНИЕ ОТ БУКВОЕШКИ

- Угадай, что здесь написано. Допиши буквы

ВЕДУЩИЙ:

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

Итак, следующий 5 конкурс «СКАЗКИ». За каждый правильный ответ по 4 балла.

ЗАДАНИЕ № 1 «Кто быстрее».

Продолжить название сказочных предметов.

Цветик … (семицветик) Шапка … (невидимка)

Меч … (кладенец) Свет мой … (зеркальце)

Ковёр … (самолёт) Царевна … (лягушка)

Сапоги … (скороходы) Аленький … (цветочек)

Палочка … (выручалочка) Скатерть … (самобранка)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

ЗАДАНИЕ № 2 « ОТГАДАЙ СКАЗКУ»

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею
    Сделался милой, красивой, пригожей.
    (Царевна-лягушка)
  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • Отворили дверь козлята
    И пропали все куда-то.
    (Волк и козлята)
  • На окошке он студился
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе.
    (Колобок)
  • Что за чудо, что за диво
    Едут сани без коней?
    (По-Щучьему велению)
  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Физминутка «Самый внимательный»

Детям раздаются воздушные шары (желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовый, голубой, красный) и объясняет правила игры.

Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с шариком ребенок поднимает шарик вверх делает шаг вперед и машет шариком.

Готовы? Будьте внимательны.

  1. На старой кадушке
    Плясали лягушки. (
    Зеленый )

  2. Уронило солнце
    Лучик золотой. (
    желтый )
    – Ребенок должен поднять шарик.
  3. Ах красивый цветок
    Мой любимый василек.(
    голубой )
    – Ребенок должен поднять шарик.
  4. На опушке лесной
    Земляничка под листвой. (
    красный )
    – Ребенок должен поднять шарик.
  5. Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет. (
    голубой )
    – Ребенок должен поднять шарик.
  6. А на небе расцвела
    Радуга – дуга. (все шары)
    – Все дети должны поднять шарики.

ВЕДУЩИЙ:

Конкурс по сказкам закончен, переходим к следующему № 6 «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». За правильный ответ 5баллов

(Каждый из участников команд подходит к столу и достаёт себе номер вопроса из бочки, говорит номер вопроса, читает его на листочке и отвечает (один из одной команды, другой из второй команды и т.д.)Вопросы на листочках перед участниками)

  1. Назовите дерево-символ России?(Берёза)
  2. Какой зверёк, живущий в воде, строит плотины?(Бобр)
  3. Назовите цвета радуги?(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
  4. Как зовут домовёнка из мультфильма?(Кузя)
  5. Как называется зимнее логово медведя?(Берлога)
  6. Назовите любимого зверя Фрекен Бок (кошка Матильда)
  7. Назовите прибор для определения сторон горизонта?(Компас
  8. Какое крыло без перьев?(Самолёта)
  9. Самое медленное животное?(Черепаха)
  10. Скошенная, высушенная трава?(Сено)
  11. Сколько часов в сутках?(24)
  12. Прибор для измерения температуры?(Термометр)
  13. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых?(Молоко)
  14. День смеха?(1апреля)

ВЕДУЩИЙ:

Марафонцы вперёд идут,

Математику с собой ведут.

Без неё никак нельзя!

Слушайте задачи, друзья!

КОНКУРС № 6 « МАТЕМАТИЧЕСКИЙ»

1.У бабушки жил внук Фёдор, пёс Шарик и кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (1)

  1. У деда Михея 10 овечек. Все, кроме 9 сбежали. Сколько осталось овечек?(9)
  2. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?(2)
  3. У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?
  4. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
  5. На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежит на столе?
  6. Над лесом летели 3 рыбки. 2 приземлились. Сколько улетело?
  7. Сколько концов у 2 палок? А у двух с половиной палок?

Звучит музыка «Капитаны»

Ведущий:

По музыкальной заставке вы поняли, что сейчас у нас конкурс капитанов. За каждый правильный ответ по 1 баллу.Капитаны подойдите ко мне. (Капитаны приглашаются к ведущему, который задаёт вопросы)

Вопросы к капитану «Эрудитов»

  1. Первый космонавт мира? (Гагарин)
  2. Колючее растение? (Кактус)
  3. Курица мужского рода?(Петух)
  4. Плод дуба?(жёлудь)

Вопросы к капитану «Почемучек»

  1. Сколько дней в неделе?(Семь)
  2. Животное с самой длинной шеей?(Жираф)
  3. Жилище Бабы Яги?(Избушка на курьих ножках)
  4. Какой страшный зверь любит малину?(Медведь)

По завершению конкурса капитаны возвращаются к командам.

Конкурс №7 «Коты»

Цель конкурса закрепить названия геометрических форм, развивать логическое мышление.

Условия: - Как-то, раз весной, собрались не обычные коты погреться на солнышке и расселись вот в таком порядке, но один кот задержался, как вы думаете какой?

Игра « Пифагор»

Эта игра называется « Пифагор»- по имени греческого учёного- математика.

Из геометрических фигур сложи фигуры по образцу.(фигуры прилагаются)

ВЕДУЩИЙ:

Наш марафон пришёл к финалу,

Вы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

Не грех команды наградить.

Жюри вам слово!

Подводятся итоги и объявляются результаты интеллектуального конкурса.

Команды и группы поддержки получают маленькие призы.

Дети:

Эта игра нам силу духа придала

Намерены впредь к победам идти

И новые конкурсы все впереди!

ВЕДУЩИЙ: До новых встреч на наших марафонах!


Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»


Обезьянничать не всегда плохо!

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

«Рассказ по картинкам»


Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Расположи в правильной последовательности»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:


Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:


Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

И условия:


Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»


Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...