Таблица технологической карты урока по фгос. Виды и структура технологических карт (фгос)

«Виды и структура технологических карт»

Вайсброт Кристина Сергеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Колбинская СШ»

п. Колбинский

Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию знаний. Иными становятся и роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субьекта, а педагог – в роли организатора коммуникации. Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. И чтобы правильно простроить урок, для этого необходимо учитывать требования стандарта, поэтому необходимо правильно составить технологическую карту урока. Но при составлении технологической карты урока мы сталкиваемся с такой проблемой как выбор вида карты и её структуры.

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Если данное понятие перенести на образовательный процесс, то мы видим, что технологическая карта урока, это есть документация, которая показывает процесс обработки изделия (в качестве изделия являются учащиеся и их знания), указаны операции при помощи которых обрабатывается данное изделие. Оговаривается время, за которое должны получить планируемый результат. Следовательно, технологическая карта – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку .

Основной задачей технологической карты, является отражение «деятельностного подхода» в процессе обучения. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Сегодня основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Тогда появляется еще проблема, необходимо понять, каким образом возможно формировать УУД на уроках. И решить данный вопрос нам помогает технологическая карта.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Итак, как и традиционный урок, урок по новому стандарту также подразделяется на этапы, и их количество будет зависеть от типа запланированного урока. Но мы можем выделить основные этапы, которые присуще всем типам урока:

    Этап организации учебного занятия;

    Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;

    Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);

    Этап подведения итогов учебного занятия;

    Рефлексия.

Исходя из ряда предложенных вопросов по подготовке технологической карты и выделенных этапов урока, можно выделить следующие этапы урока в рамках ФГОС:

1-й этап. “Организационный момент - Самоопределение к деятельности”. На данном этапе урока, учитель задаёт темп урока, а деятельность учащихся – это подготовка к уроку.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Задача, стоящая перед учителем на данном этапе, это выявление уровня знаний учащихся и определить места затруднения. Ученики, на данном этапе, выполняют предложенные задания, проявляют свои знания и умения.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Учащиеся, должны поставить цель занятия и полностью сформулировать тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства.

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Сегодня нам предлагается большое количество вариантов форм технологических карт. Это говорит о том, что до сих пор нет единого ответа на вопрос, что же такое технологическая карта.

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

    личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

    метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

    предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Исходя из стандарта мы видим, что основной целью образование становится развитие личности ребёнка. Следовательно, учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы отвечать требованиям стандарта, а для этого необходимо умение планировать и строить урок с учётом формирования запрашиваемых результатов обучения. Поэтому учителю важно уметь правильно составлять технологическую карту урока, в которой будут отражены: деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке, виды работы, предполагаемые результаты.

Поэтому общими чертами для всех видов технологических карт являются: деятельность учителя и деятельность ученика.

На сегодняшний день существует множество форм технологических карт. Наиболее популярными формами, считаются следующие:

    Технологическая карта урока (характеристика этапов урока) (Приложение 1);

    Технологическая карта урока (организационная структура урока) (Приложение 2);

    Технологическая карта урока с дидактической структурой урока (Приложение 3);

    Технологическая карта урока с методической структурой урока (Приложение 4);

    Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС (Приложение 5).

Использование технологических карт урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока - это, есть документ, разрабатываемый преподавателем на каждое урок для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Удачным урок считается, когда он логично и правильно простроен, план его составлен в соответствии с дидактическими принципами и правилами и по окончанию поставленная цель была достигнута.

Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.

Структура и форма технологической карты урока по ФГОС

Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.

Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:

  • конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
  • соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
  • порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:

Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.

Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.

Образец технологической карты урока по ФГОС

Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

  • осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
  • обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий; организовать исследовательскую деятельность учащихся;
  • эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы; обеспечивать реализацию метапредметных связей;
  • выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.
Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах .

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:

  1. интерактивность,
  2. структурированность,
  3. алгоритмичность при работе с информацией,
  4. технологичность,
  5. обобщённость.

Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:

  1. Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
  2. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  3. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:

  1. владение конструктивно-планирующими умениями;
  2. знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
  3. умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
  4. знание условий обучения и возрастных особенностей;
  5. учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности .

Рисунок 3. Структура технологической карты урока

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы как:

  1. тема;
  2. цель;
  3. задачи;
  4. мотивация их принятия;
  5. планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  6. личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

  1. Планируемые результаты урока
  2. Пути реализации зафиксированного план урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности .

Опорная таблица для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение "дерева" "темы", построение "здания темы". Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, "пересечение тем"

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Рисунок 4. Значение технологической карты урока

Технологическая карта позволит учителю:

  1. Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  4. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  6. Освободить время для творчества;
  7. Определить возможности реализации межпредметных знаний;
  8. На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  9. Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  10. Обеспечить повышение качества образования.

Литература

  1. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
  2. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
  3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // URL:

Цели для ученика:

Цели для учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока:

Форма урока:

Опорные понятия, термины

Новые понятия:

Формы контроля:

Ресурсы:

основные:

дополнительные:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Работа над пройденным материалом.

Самостоятельная работа

Рефлексия. Оценка

Предварительный просмотр:

СПб ГКУЗ « Детский санаторий « Берёзка». Школа».

Технологическая карта урока

(В соответствии требований ФГОС)

Учитель начальных классов:

Панова Алевтина Петровна.

Технологическая карта урока.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) в их деятельностном характере.

Главная задача - развитие личности ученика.

Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные
ФГОС , требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.

Появилось новое понятие - технологическая карта урока .

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.

Структура технологической карты:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.

Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы:

  • «Новый образовательный стандарт второго поколения»,
  • «Условия формирования УУД (Универсальные Учебные Действия),
  • «Технология работы с информацией» и другие.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

Значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

Появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

Школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе « Самоопределение в деятельности » организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ?

Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:

1.Определяем тему учебного материала.

2.Определяем дидактическую цель темы.

3.Определяем тип урока:

Примерные типы уроков по ФГОС:

  • урок первичного предъявления новых знаний;
  • урок формирования первичных предметных умений;
  • урок применения предметных умений:
  • урок обобщения и систематизации знаний:
  • урок повторения; урок контроля знаний и умений;
  • коррекционный (урок исправления ошибок)
  • комбинированный урок;
  • урок учебной экскурсии:
  • урок решения практических, проектно-исследовательских задач;

4.Продумываем структуру урока.

5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).

6.Продумываем отбор содержания учебного материала.

7.Определяем выбор методов обучения.

8.Выбираем формы организации педагогической деятельности

9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10.Осуществляем рефлексию урока.

Требование федерального государственного стандарта : формирование универсальных учебных действий учащихся.

Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.

Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

5. Урок контроля знаний и умений.

1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Комбинированный урок.

1) Самоопределение к деятельности (организационный этап).

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Решение учебной задачи.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Урок учебной экскурсия.

  1. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  4. Обобщение и систематизация знаний;
  5. Самостоятельная работа по обработке данных. Оформление результатов с выводами.

9.Урок - исследования.

1.Сообщение темы, цели и задачи урока.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

4.Операционно-исполнительский этап:

  • создание проблемной ситуации
  • постановка проблемы исследования
  • определение темы исследования
  • формулировка цели исследования
  • выдвижение гипотезы
  • выбор метода решения проблемной ситуации
  • составления плана исследования
  • открытие нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, создание мотивации на уроке для каждого ребёнка
  1. Рефлексия. Оценка.

Литература: Федеральный Государственный образовательный стандарт


Технологическая карта урока по ФГОС — форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Использование такой последовательности способствует оптимизации процесса формирования личности школьников и их развития.

Одноклассники

Данное понятие пришло в образование из терминов, используемых в промышленности, где использовалось как технологическая документация в форме карты (таблицы), расположенной на одном листе и содержащей описание проводимого процесса, в который включены определенный вид предмета, действия относительно него, временной режим и прогнозирование.

Технологическая карта урока сегодня представляет собой инновацию, в которой заметно выявлены такие специфические черты, как технологичность, обобщенность, идейность, интерактивность, последовательность в работе с информационным материалом. Данные характерные явления направлены на усовершенствование методов обучения учащихся в школах и других учебных заведениях.

Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя

Учителю для создания «целостной картины урока» предлагается при помощи данной формы методической продукции структурировать занятие и провести его на современный лад, т. е. реализовать свое видение в планировании занятий в условиях раскрытия материала.

Урок должен иметь развивающий и в то же время проблемный характер, вызывать интерес учащихся и способствовать активности школьников .

При использовании такого способа ведения урока, независимо от предмета (математики, английского языка, труда, физкультуры и др.) учитель должен ориентироваться на мотивы и задачи, на основе которых будет получено достижение учениками образовательных результатов, при этом они должны формулироваться не в виде списка всем привычных формулировок (навыков, умений и знаний), а в виде способов их деятельности (например, действий на уроке).

Учитель должен владеть конструктивно - планирующими способностями ; знать цели и задачи учебного предмета; уметь ориентироваться в наиболее эффективных учебно-методических материалах по своему предмету; учитывать условия обучения и возрастные особенности учеников; следить за уровнем общего развития класса.

Технологическая карта по ФГОС представляет собой графическую таблицу, которая предназначена для записей по ходу ведения урока (математики, английского языка, физики или любого другого предмета; в том числе и для начальных классов).

Задача учителя - разработать таблицу и отразить в ней следующие моменты:

Данная карта является немаловажным аспектом для учителя в том, что служит помощником в более развитом формировании урока и в становлении (статусности) обучающего в глазах учеников, учитывая инновации современной жизни. Записи в ней дают возможность учителю еще во время подготовки максимально детализировать содержание урока и эффективно отразить главные моменты запланированной программы, соответствующей теме проводимого занятия; а также позволяют на каждом его этапе оценить потенциальную эффективность и рациональность выбранного способа работы, формы, метода, средства и вида преподавательской деятельности.

Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?

Данный вопрос затрагивает многих учителей и особенно трудным на сегодняшний день считается для работников районных средних образовательных учреждений. Однако, не стоит к такому нововведению относиться отрицательно, так как все в мире со временем совершенствуется и в том числе специфика образования. Ученые считают, что для учеников сельских школ данная система проведения учебных занятий наиболее необходима, ведь направлена на достижение глубоких знаний школьников и их соответствие современному образу жизни .

В составлении технологической карты урока по требованиям ФГОС выделяются четыре основные тенденции:

Структура, форма и содержание

Новый способ ведения уроков позволяет видеть учебный материал системно и целостно, а также проектировать процесс обучения в школах с целью освоения изучаемой темы. Поэтому правильно разработанная технологическая карта будет способствовать эффективному восприятию учащихся и согласованию действий учителя и учеников, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.

Требования по разработке данного документа на законодательном уровне не урегулированы, т. е. форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, учитывая цели и работу на результат; при этом существует ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться.

Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть:

Цель занятия должна представлять собой способ подачи информации по конкретной теме в ключе, который направлен на выполнение образовательных и воспитательных задач, а также на полноценное раскрытие предмета. Она определяется такими факторами, как пути реализации запланированного занятия и планируемые результаты.

Задачи урока - это цель деятельности в определенных условиях, в основу которой входит достижение путем преобразования этих условий, согласно определенным действиям. Необходимый цикл продуктивного мышления тесно связан с постановкой и формулированием задач самим субъектом при исполнении заданий проблемного характера (в особенности в таких сложных предметах, как математика, физика и химия). Задачи могут быть преднамеренными или возникать в практических заданиях; иерархическая последовательность задач помогает формированию программы деятельности.

Планируемые результаты необходимо предусматривать заранее . В их формулировке должно отражаться соответствие задачам (т.е. количество задач соответствует количеству результатов); рекомендуется использовать единообразие.

Приведем в пример разработку технологической карты урока по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Чтобы оформить «шапку» таблицы достаточно указать наименование предмета (к примеру, «Русский язык» ; тему урока (пример: «Синонимы. Значение в русском языке. „); тип урока (это может быть „открытый урок нового знания “ или „презентация “); прогнозируемые результаты (отражение целей и способов обучения в заданиях (требование знаний от обучающихся)); дидактические средства (имеЮтся в виду учебники, задания на карточках и т. п.); оборудование (различные макеты, стикеры и др.).

Таблица и записи в ней должны быть краткими и понятными, так как лишняя информация затруднит использование разработанного плана занятий . Достаточно несколько основных разделов, пометки в которых подчеркнут суть, замысел и результат занятия.

Предполагаемые разделы:

  • этапы урока;
  • форма, методы, система работы;
  • содержание взаимодействия учителя с учениками;
  • деятельность обучающего;
  • деятельность обучающихся;
  • достижения по УУД;
  • результаты урока.

Особенности заполнения

К формам организации урока относятся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. При заполнении таблицы необходимо учитывать данные виды учебных занятий.

Относительно традиционных этапов урока, расстановка действий учителя в следующем: этапы напрямую зависят от типа урока; допускается исключать или объединять этапы занятий. Данный раздел дает возможность оценивать эффективность и рациональность выбранных приемов и подходов в организации урока во временном режиме и анализировать содержание материала , правильность применяемых форм и способов работы. Первоначально идет приветствие, затем подготовка учеников к активным действиям и их действия относительно задания. Составляющими этапов являются: организационный момент, мотивация и направленность учеников, итоги и рефлексия (состояние школьников).

При указании достижений УУД и подведении результатов позволяется использовать рабочий материал образовательной программы.

Что касается деятельности учителя, то необходимо заранее просчитать все действия, которые будут исходить от него. Обозначить свои действия можно при помощи фраз: „приветствие учащихся“, „проверка готовности учеников“, „озвучивание темы урока“, „создание располагающей обстановки“, „выдвижение проблемы“, „формулировка задания“, „контроль за выполнением работы“, „организация самопроверки“, „оценивание“ .

Планирование деятельности обучающихся может отражаться в следующих фразах: „работа с тетрадью“, „комментирование“, „чтение“, „написание диктанта“, „приведение примеров“, „выделение главного“, „проведение анализа“, „самопроверка“, „выражение собственного мнения“ „презентация“ и т. д. Для начальных классов: „ответы на вопросы“, „работа с карточками“ и т. п.

Прогнозируемые результаты подразделяются на личностные, метопредметные и предметные.

К личностным прогнозируемым результатам относятся способы обучения, которые заносятся в таблицу в форме следующих высказываний: „научить, как проверять себя“, научить оценивать свои действия“, „научить работать в коллективе и оценивать свой вклад в общих мероприятиях“ и т. п.

Метопредметные прогнозируемые результаты отражают такие цели, как: „научить выделять основное и анализировать“ или „научить алгоритму действий“ и т. д. ; предметные, в свою очередь, отражают требования учителя и конкретизируют тему урока: » дать определение словам-синонимам», «привести примеры слов-синонимов» и др.

Важно представить урок в таком виде , чтобы он стимулировал школьников к развитию и при этом воспитывал их. Необходимо использовать такие формулировки, как «способствовать воспитанию (развитию или формированию)…», «создать условия для воспитания (развития или формирования)…». К содержанию технологической карты можно добавить различные чертежи и решения (для уроков математики, физики и других вычислительных наук), тексты (для уроков английского или русского языка и других гуманитарных предметов), цели и проводимые устные задания для учеников начальных классов и другие дополнения.

Для усовершенствования и ускорения процесса рекомендуется пользоваться компьютерными программами по разработке таблицы и ее содержанию. Существуют также программы относительно конкретного предмета с описанием всех УУД и эффективностью прогнозируемых итогов. Воспользовавшись «электронным конструктором», работа учителя в плане разработки намного упрощается; программа почти полностью автоматизирована (при наборе названия темы урока и номера урока, остальные параметры в шаблон таблицы вносятся автоматически; вручную только вносится текст в содержательный отдел и проводится необходимая коррекция).

Образец технологической карты урока по ФГОС

Технологическую карту урока составить не так трудно. Достаточно опираться на принципы системного подхода. Содержание и количество вертикальных столбцов основываются на ходе занятия и роли его участников, а количество строк определяются типом урока , что свидетельствует о динамичности технологической карты.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...