Ритмические игры для младших дошкольников. Картотека ритмических игр для детей младшего школьного возраста картотека по музыке на тему

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.

Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально - ритмических движений.

Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.

Также способствует решению коррекционных задач:

для оздоровления психики:

  • воспитание уверенности в своих силах
  • выдержки
  • волевых черт характера
  • помогает ребёнку почувствовать свой успех.

для нормализации психических процессов и свойств:

  • памяти
  • внимания
  • мышления
  • регуляции процессов возбуждения и торможения.

для укрепления и тренировки двигательного аппарата:

  • развития равновесия
  • развития свободы движений
  • снятия излишнего мышечного напряжения
  • улучшения координации движений
  • развития дыхания
  • формирования двигательных навыков и умений
  • совершенствования моторики
  • совершенствования ориентировки в пространстве.

для исправления речевых недостатков:

  • невнятного произношения
  • проглатывания окончания слов
  • для стимуляции речи
  • обеспечивает тренировку слуха.

для развития социальных навыков:

  • умения жить и работать в коллективе.

Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

  • объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными)
  • указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
  • вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными) . Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

Здесь приемлем метод проблемного обучения.

Практический метод или метод упражнений:

  • дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.

Наглядно - слуховые:

  • исполнение текста педагогом
  • использование шумовых музыкальных инструментов.

Наглядно - зрительные:

  • показ педагогом правильных движений
  • показ детьми, которые хорошо освоили упражнение
  • можно использовать наглядные пособия.

Тактильно - мышечные приёмы:

  • индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения
  • помощь педагога при исполнении того или иного движения.
  • игровые приёмы: они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:

выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный) ;

показ и объяснение (наглядный + словесный) ;

объяснение и упражнение (словесный + практический) ;

индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение) .

В классической интерпритации музыкально - ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.

В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.

Ну, а для отдыха и развлечений - это естественно.

Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.

Сюжетные игры.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:

  • прыгать, как зайчики
  • скакать, как лошадки и т.д.

В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры.

Это игры более спортивной направленности:

  • догонялки
  • соревновательные игры.

Если они проходят под музыку - это гораздо интереснее и веселее.

Игровые упражнения.

Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.

В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.

Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:

  • умение детей согласованно действовать в коллективе
  • двигаться на большой площади
  • развитие равновесия и т.д.

Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.

Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.

Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

Практические советы из опыта работы.

  • ХЛОПКИ

Хлопать можно под любую музыку и различными способами.

На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

"ЧЕРЕПАХА"

Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол - получатся "ноги"; средний палец согнуть - получится "голова"; левой рукой обхватить правую - "панцирь")

Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком")

А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление)

Кто всегда в своём дому?

  • ИГРЫ ТИПА "ПОВТОРЮШКИ"

Мы похлопаем в ладошки
Раз, два, три! Раз, два, три!
И попляшут наши ножки
Раз, два, три! Раз, два, три!

  • НАПЕВАТЬ ИЛИ РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ ИЛИ ПОТЕШКИ

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ"

Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)

Не велики, не маленьки. (Другой ногой)

А как раз по ноженьке (Топают ногами)

Нашему Серёженьке.

  • ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК

Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"

"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"

  • МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"

  • АЭРОБИКА

Василенко Ольга Михайловна,

Учитель-ритмики,

МАОУ «Гимназия №8», г Ангарск

Музыкально-ритмические игры для школьников

Данные музыкально-ритмические игры будут полезны учителям ритмики, музыки, хореографам, работающим с детским коллективом начального образования.

Эмиль Жак-Далькроз (основоположник ритмики) доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, что они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

Музыкальную грамоту нужно объяснять доступно, так чтобы и одарённым детям было интересно и тем, кто не занимается музыкой понятно. Музыкальный размер дети познают, прыгая через канат, который двигается согласно заданному музыкальному размеру. Длительность пауз я предлагаю усвоить через музыкальную игру «морозко», после чего, применить и закрепить полученные знания в танцевальном этюде. Такую тему как: «Вступительные и заключительные аккорды» мы изучаем в играх: «вокзал», и «снежки». Очень доходчиво воспринимается «музыкальная фраза» через такие игры как: «передай мяч» или «магазин игрушек», облегчённый вариант этих игр помогает усвоить сильные и слабые доли такта. Очень любят дети играть в музыкальную игру «пауки-бабочки», «паровоз», а учитель, тем временем, объясняет динамические оттенки в музыке и музыкальный темп.

Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА

Цель: через игру, дать почувствовать обучающимся «музыкальную фразу», её начало и конец.

«Мяч» 1класс

Дети стоят по кругу, один по середине с мячом.

На «раз» - мяч бросает любому из детей

На «два»- мяч возвращается ведущему

На «три»- мяч бросает по часовой стрелки следующему

На «четыре»- ребёнок передаёт мяч своему соседу слева

На «пять»- ребёнок с мячом вытягивает руки с мячом (дразнит того кто в центре)

На «шесть»- прижимает мяч к себе

На «семь, восемь»- они меняются местами. Конец фразы.

Игра продолжается сначала. Если в центр выходят одни и те же дети, нужно добавить одного человека, тогда в центре побывают все. Игру можно усложнять, включая два, три мяча. Главное познакомить детей с синхронностью.

«Магазин игрушек» 1-2класс.

Детям предлагается придумать любые фигуры (игрушки, животные). Позы должны быть устойчивые, не лежачие, так-как на начало фразы (на «раз») нужно сделать первый шаг. Педагог назначает «покупателя» (если в классе много детей, то несколько). Задача для «покупателя»: по «магазину игрушек» можно сделать только шесть шагов, на счёт «семь»- задевает выбранную им фигуру, на счёт «восемь»- встаёт рядом с выбранной фигурой, точно повторяя её. Ребёнок которого задели (купили) становится «покупателем» и на счёт «раз» начинает свои шаги по «магазину игрушек».

Музыкальный темп может быть умеренный, для шагов, либо быстрый для подскоков. Учитель может усложнить задачу, предложив двигаться по разному (пингвины, лисички, медведи, старички и.т.д)

«Дирижёр» 3класс

Для начала игры нужно разучить ритмический рисунок на четыре четверти.

«раз два три пауза» -четыре раза. - Хлопки или по три прыжка на месте.

«раз два три четыре» - четыре шага вперёд

«раз»-«два»- (половинные) - два длинных хлопка

«раз два три четыре» - четыре шага назад

«раз» - (целая) - один длинный хлопок.

После того как дети запомнят ритм, делим их на четыре команды. В роли дирижёра выступает педагог, затем любой желающий. Суть упражнения в том, чтобы команды внимательно следили за руками дирижёра и выполняли разученный ритм только та команда, на которую, показывает ведущий. Вариантов у «дирижёра» очень много, можно каждую фразу менять исполнителей, либо по несколько фраз на команду.

Тема: Импровизация на заданную тему.

Цель: сочинить отрывок «польки», и станцевать его в уже готовом танцевальном этюде.

«Тройки» 3 класс

Дети строятся тройками по кругу. Педагог объясняет, как нужно двигаться по кругу сохраняя «тройки» (те, кто по внутреннему кругу- шаг короче, по внешнему - длиннее). Хорошо для этого упражнения полька умеренного темпа.

Вступление: руки на поясе, ноги 6 позиции.

(1-2 восьмёрки) Выполняем шесть подскоков по кругу и три притопа на месте- 2 раза. На конец 2 «восьмёрки», крайние из тройки поворачиваются лицом к своему центральному.

(3-4 восьмёрки) крайние дети выполняют шесть хлопков и три притопа – 2 раза, а центральный ребёнок выполняет любые движения «польки» согласно музыкальной фразе и темпу. На конец 4 «восьмёрки», центральный меняется по своему желанию либо с тем, кто справа, либо с тем, кто слева от него. После того как смена произошла центральным становится другой ребёнок и игра повторяется.

«Повтори за мной»

Делим детей на две равные команды. Выстраиваем в линии по краям зала.

Вступление – дети стоят руки на поясе, ноги по 6 позиции.

1 «восьмёрка» - с двух сторон выходят первые дети на середину зала (подскоки, шаг польки)

2 «восьмёрка» – тот, кто справа показывает движения на одну музыкальную фразу

3 «восьмёрка» – тот, кто слева повторяет эти же движения

4 «восьмёрка» – они поворачиваются к своим командам, которые должны повторить эти же движения по взмаху их руки.

Дальше упражнение повторяется, на 1 «восьмёрку» на центр выходят те, кто стояли вторыми, а первые уходят к своей команде и встают последними. Когда вся правая колонна побывала на месте того, кто придумывает движения, пришла очередь сочинять движения тем, кто слева. Можно разделить на девочек и мальчиков и придать упражнению соревновательный момент, учитывать качество выполняемых движений и на синхронность выполнения.

Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. 4 класс.

Цель: Дать обучающимся понятия о музыкальных размерах, и прочувствовать их различие.

На подготовительном этапе, педагог предлагает продирижировать, а затем прохлопать две четверти, три четверти, четыре четверти. Обсуждаем их схожесть и различие. В ходе обсуждение выясняем, что начало «раз», всегда сильная доля, а затем дольки соответственно прибавляются. Предлагаем самостоятельно придумать свой ритмический рисунок. Если ритмический рисунок придуман правильно, класс повторяет его несколько раз.

После этого переходим к практической части. С использованием двух скакалок. Скакалки натянуты на полу параллельно друг другу, на расстоянии плеч. Всегда на первую долю(раз), скакалки будут соединяться, а остальные дольки оставаться открытыми. Таким образом, обучающиеся должен рассчитать прыжки, чтобы не наступить на скакалки.

Пример «две четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»- прыжок на одну ногу, либо две вместе.

Пример «три четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую.

Пример «четыре четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую, «четыре» прыжок ноги вместе, можно добавить пол оборота или полный оборот внутри скакалок.

На заданный ритм, можно придумать очень много комбинаций, даже с включение элементом гимнастики.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование: набор карандашей.

Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игралки-повторялки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Оксана Николаевна Демина
Музыкально-ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Музыкально -ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем , что они проводятся под музыку . С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально -ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей , способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально - ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста , которые могут использовать педагоги в процессе образовательной деятельности, в развлечениях, при подготовке детей к праздникам .

«Танцевальная фигура замри»

Цель :развивать творческое воображение у детей , формировать умение самостоятельно двигаться под различный характер музыкального произведения .

Ход игры :под музыку дети выполняют произвольные танцевальные движения. Педагог останавливает звучание музыки , а дети быстро придумывают танцевальную позу и замирают в ней. Педагог отмечает интересные танцевальные фигуры.

«Найди своё место»

Цель : закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры :ети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

«Пригласи на танец»

Цель :закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры : Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

«Созвездия»

Цель : развивать фантазию, закрепить знание математического счёта.

Ход игры :под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т. п., когда музыка прекращается педагог произносит задание : «Созвездие из 3 звёздочек замри!» или «Созвездие из 2 звёздочек замри!» и т. д. Дети придумывают коллективные фигуры. Игра продолжается 3-5- раз.

«Музыкальные стульчики »

Цель : закрепить ранее разученные танцевальные движения, развивать внимание, чувство ритма, пластичность и музыкальность .

Ход игры:

Все дети садятся по кругу на стульчики спиной в круг и рассчитываются на 1-2-3. За каждым номером закрепляется мелодия. Водящий стоит не далеко от круга.

Педагог включает мелодию №1 - вальс. Со стульчиков встают первые номера и за водящим по кругу выполняют вальсовый шаг.

Если звучит мелодия №2 - полька, то вторые номера выполняют за ведущим шаг польки.

Под русскую народную мелодию №3 третьи номера идут по кругу хороводным шагом.

Если звучит марш, то все дети встают со стульев и за ведущим маршируют по кругу. Как только музыка останавливается дети быстро усаживаются на свободные стулья. Кто остаётся, становится ведущим.

Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает детей у кого правильно и красиво получались танцевальные шаги, кто очень старался .

Предлагаемые игры помогают развить у детей чувство ритма.

«Дружные ребята»

Слова: «Я и мои друзья» дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.
На слово «Я» дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова «мои» и «друзья» выполняют два хлопка по коленям, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — «Я» и двух коротких «мои друзья».
Когда ритм освоен, дети хлопают «мои друзья» по коленям сидящих с двух сторон соседей. Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно украсить действия, играя мелодию польки или плясовой на фортепиано, металлофоне или добавить любой ударный инструмент.

«Хлопай — топай»

Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).
Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.

«Потанцуем!»

Дети стоят по кругу парами, держась за руки. Под музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде» идут, гуляют по кругу (8 тактов). Потом кружатся парами (8 тактов). Затем идут налево по кругу и опять кружатся. Потом идут (четыре такта) к центру. Все, стоящие в паре справа, вертятся звездочкой, держась правой рукой (четыре такта).
Возвращаясь на свои места, опять кружатся со своей парой. Теперь идут в центр стоящие с левой стороны в паре и также кружатся звездочкой и т. д.

«Не ошибись»

Дети стоят по кругу, лицом к центру. Под веселую подвижную музыку по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, пружинку. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп.
Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.

«Калинка-малинка»

Дети сидят «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: «Калинка, малинка, малинка моя». Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке «путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.

«Паровозик»

«Паровозик» — это усложненный вариант предыдущей игры. Дети садятся на стульчики по кругу как можно ближе друг к другу. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вверх, это «станция». На ладошке лежит кубик-«вагончик». «Вагончики» начинают движения под текст: «Паровоз, паровоз, он вагоны повез». Текст произносится в таком ритме: два коротких звука, один длинный. В ритме текста дети 2 раза ударяют кубиком по левой ладошке, держа его сверху правой рукой, произнося: «Па-ро...», и на длинный слог — «воз» — перекладывают кубик на ладошку соседа справа, получая в это время кубик от соседа слева, и так на весь текст несколько раз. Кубики передвигаются в одном направлении, «паровозик» поехал. Чтобы не произошло «крушение», необходимо сначала прохлопать ритм не один раз всем вместе, по ладошкам, без кубиков. Когда он усвоен, можно «отправлять поезд». Взрослый (он сидит и общем кругу, а перед ним корзина с кубиками) берет но одному кубику из корзины и пускает их по кругу один за другим, пока у каждого ребенка в руках не окажется по кубику. Когда достигнута слаженность, движение паровозика можно ускорять и замедлять — менять темп, таким образом усложняя задания.

«Веселая четверка»

Движения выполняются под веселую музыку 4-дольного размера. Дети отмечают ритмическую пульсацию хлопками, шлепками по коленям или притопами.

Например:

На «раз-два» — хлопки,
на «три-четыре» — притопы.

На «раз-два» — пауза,
на «три-четыре» — шлепаем по коленям.

Мальчики на «раз-два» — хлопают, девочки на «три- четыре» — шлепают по коленям, затем меняются ролями.

Одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.
Темп может постепенно ускоряться.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...